Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Рецензия на второй сезон сериала «Молодой Папа»

В 2016 году Паоло Соррентино, исследующий разнообразную элиту итальянского общества, взялся за самое сокровенное — церковь. Первый сезон сериала получился идеальным сплавом духовного и чувственного. Грехи перемешивались с проповедями, а загадочность и сексуальность Пия XIII (Джуд Лоу) уравновешивала его ретроградные взгляды. Сериал запомнился визуальным совершенством и тонким проникновением в мир религиозных страхов и сомнений самих священнослужителей. Открытый финал намекнул на продолжение — его пришлось ждать три года.

Время чтения: 5 минут

I и II


Новый сезон посвящён конфликту двух Пап — героев Джуда Лоу и Джона Малковича. В первых двух сериях он намечен лишь пунктиром. Сериал в принципе взял намного более спокойный темп и не бьёт с порога, как это делала первая серия первого сезона, где была, например, сцена с проповедью о мастурбации.

Начальный эпизод  целиком выглядит как большая несмешная шутка про выборы нового Папы, пока настоящий лежит в коме. Причём выбирают не Джона Брэннокса (Джон Малкович), как можно подумать, а пугливого папского исповедника Томмазо Вильетти, которым вечный интриган, кардинал Войелло (Сильвио Орландо) собирался управлять.


Дальше серия превращается в откровенный фарс, в котором изначально слабый и тщедушный Вильетти вдруг оказывается неуступчивым поборником нестяжательства и заставляет всех кардиналов сдать золото и пустить в Ватикан беженцев, чем очень напоминает Его Воробейшество из «Игры престолов».

Соррентино превратил вступительный час сериала в фантасмагорию, которая успешно заканчивается… ничем. И это ощущение пустоты и бессмысленности не покидает на протяжении и второй серии, которая ещё более неспешно вводит чередой сцен Джона Брэннокса, очерчивая его характер и биографию. И такая неспешность не совсем уместна с учётом того, что мы и так знаем, что Джон согласится. Спасибо трейлерам.

Главная тема — двойственность

Двойная структура, двойники — ключевая идея всего сезона. Кроме двух Пап, в первой серии появляется двойник Войелло. Сам Джон потерял брата-близнеца. Даже сам сериал выходит парными сериями.

Всё, что вы хотели узнать о том, как появились и развивались сериалы, уже есть в нашем курсе:


Как раскрывается эта тема? Во-первых, через потенциальный конфликт двух Пап. Хотя их многое объединяет: оба сироты, эксцентрики, знающие себе цену. Но различного в них намного больше. Ленни — это сила и стать, Джон же при первом появлении вальяжно и немного нелепо лежит. Джон — это хрупкость фарфора, с которым его неоднократно сравнивают. Он мягкий, как бархат, и выбирает путь отрицания силы.

Общее настроение — ярко, но пусто

Если в первом сезоне есть равновесие между чувственностью и духовностью, то второй сезон выглядит красиво, но за ним не чувствуется глубина. Размышления героев стали ещё более изящными, но потеряли глубину. Как вам например: «Религия должна быть поэзией» или «Любовь — абстрактный, но необходимый концепт». Даже заставка сериала потеряла смысл: вместо прогулки вдоль шедевров — танцующие полуголые монахини на фоне неонового креста. Эпатажно, но пусто.


Триумфом визуальной пустоты служит сцена в фастфуде, где перед убийцей танцует соблазнительный танец его девушка. То же касается прямолинейной чувственности, которая из кадра теперь практически не уходит. Чего только стоит минимум три сцены мастурбации за первые полтора часа сериала. Все сцены выстроены прекрасно, фигуры расположены в математически выверенном пространстве, но по итогу создают ощущение красоты шахматной доски, где всё эстетически прекрасно, но безыдейно и даже комично. Причём явно там, где мы должны благоговеть, а не улыбаться.

III и IV 



Говорящие имена двух пап

Имена Пия XIII и Иоанна Павла III передают характеристики реальных пап (то есть их «предшественников») с такими именами. Настоящий папа Пий XII (1876–1958) был жёстким консерватором. Похожие тенденции мы наблюдаем и у персонажа Джуда Лоу, его точно нельзя назвать современным. Пусть он и пьёт кока-колу на завтрак, его взгляды на церковь весьма традиционны.

Иоанн Павел II (1978–2005), чьё имя взял персонаж Джона Малковича, в жизни был одним из самых открытых и миролюбивых понтификов. Именно он отказался от той самой папской тиары, которую в первой серии первого сезона приказал вернуть наш Пий XIII. Более того, он первый не-итальянский понтифик за 500 лет, а как мы помним, Джон Брэннокс родом из далекой Англии. В итоге имена подчёркивают особенности характеров и будущее столкновение идей, к которому сериал наконец-то подошёл.

Культ Пия XIII

Путь Иоанна Павла III — путь принятия и любви. Неслучайно он спрашивает других кардиналов о таких вещах. Как мы помним, это буквально противоположный метод тому, который выбрал Пий XIII.

Но Иоанн Павел III постоянно сталкивается с культом предыдущего папы. Чего только стоит их встреча с героем его молодости — Мерлином Мэнсоном. Музыкант лишь в ходе встречи понимает, что перед ним не Пий XIII, а совершенно другой понтифик! Скрываясь от публики весь первый сезон, во втором сезоне Пий XIII, не делая ничего, оказывается везде. И все его знают — в отличие от нового папы, который оказывается в его тени.

V и VI


Кумиры и их поклонники

Очень много экранного времени «Нового папы» посвящено теме кумиров и их поклонников. Вот и новые эпизоды открываются сценой встречи папы Иоанна Павла III (Джон Малкович) с ещё одной его любимой знаменитостью — Шэрон Стоун, которая играет саму себя. Один из самых комичных эпизодов, где знаменитая сцена из «Основного инстинкта» обыгрывается сразу несколько раз.

Культ и почитание прочитываются и при появлении дыхания Пия XIII, которое транслируют его поклонникам. Режиссёр противопоставляет двух пап, показывая, как один встречается с кумирами, а другой кумиром становится.

Сакральное и моральное

В новом сезоне на удивление мало искренних разговоров про Бога, поэтому появление дихотомии сакральное – моральное нельзя оставить без внимания. Хоть проблема и стара, границу между тем, что религиозно обосновано и морально допустимо, очень трудно найти.

Религиозный философ Кьеркегор высказался об этом в XIX веке. Он описал путь души от эстетической стадии к религиозной через моральную. В сериале так глубоко не пошли, но новый папа видит проблему в огромной пропасти между священным и этическим, которую церкви ещё только предстоит преодолеть.

Любовь как центральное понятие

Мы начали своё знакомство с Иоанном Павлом III с разговора о любви, когда он просил приехавшую к нему делегацию из Ватикана поговорить с ним об этой теме. Она же становится чуть ли не ключевой линией развития его персонажа: от любви к сексу, от пошлости к романтике — и наоборот. В сексуальном разврате (педофилия и сексуальное насилие) он видит главную проблему церкви. Но он понимает, что любовь нельзя вылечить, можно только сменить объект любви. Поэтому он готов узаконить определённые любовные отношения (браки геев) для достижения так нужного ему срединного пути.


Нравится читать о кинематографе? Ещё больше интересного в нашей статье:

О чём говорит популярность «Игры в кальмара»

А для всех любителей разборов кинокарьер подкаст нашего проекта о Николасе Кейдже:



Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ