Давайте обсудим феномен «Маленького принца» как произведения, которое при всей простоте оказываете глубже, чем многие многостраничные серьезные романы.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Автор
В жизни Антуана де Сент-Экзюпери было две страсти — авиация и литература. Когда началась Вторая мировая война, его уговаривали не идти на фронт, ведь лётчиков было сотни, а как писатель и журналист он был незаменим. Но он не мог оставаться в стороне, пока его родная страна находилась в оккупации.
Он сравнивал войну с пожаром, когда каждый, несмотря на свою социальную принадлежность, должен идти тушить огонь. Его последним произведением оказался «Маленький принц», и вскоре после его публикации писатель разбился во время разведывательного полёта.
Сказка-притча
«Маленький принц» — это философская сказка о добре и зле с героем, который борется с обыденностью жизни. Его душит ограниченность обывателей, он и жаждет найти ответы на свои вопросы. Такой герой был типичным для эпохи романтизма.
Искания Маленького принца, покинувшего родной астероид, отсылают нас к работам немецкого философа Иоганна Фихте, который противопоставлял образ художника (личности) и обывателей (безликой толпы). Экзюпери не забывает добавить нравоучительный тон литературы Просвещения, его герои проговаривают главные идеи подобно персонажам Вольтера. Кроме того, это произведение имеет много общего с притчами, где каждый герой и деталь несут в себе глубокий смысл.
Принц
Сказка во многом автобиографична, и себя автор выписывает не только в образе рассказчика (разбившегося в пустыне лётчика, который с детства мечтал о творчестве), но и самого Маленького принца. Отсюда разделение автора-ребёнка, полного веры в людей, и автора-лётчика, который вынужден подстраиваться под правила взрослого мира и прятать рисунок с удавом.
Взаимоотношения Маленького принца и Лётчика — это примирение с взрослением, которое не обязательно означает потерю способности мечтать и верить в лучшее. Герой с незашоренным детским мышлением сразу видит ложь и разоблачает обманы взрослого мира. Ему удаётся разглядеть суть вещей — он угадывает удава в детском рисунке лётчика. А ведь каждый, кого встречал рассказчик, считал, что это шляпа.
Роза
Образ капризной и ранимой Розы, которую Маленький принц защищал от всех бед и накрывал стеклянным колпаком, вдохновлён женой Экзюпери. Их брак сложно назвать счастливым: темпераментная Консуэло была очень требовательна и не терпела измены мужа. Пара рассталась из-за светской красавицы Нелли де Вог. Консуэло заводила поклонников и даже собиралась выйти за другого. Но каждый раз она возвращалась к писателю.
Сказка была написана во многом благодаря тому, что Консуэло окружила супруга заботой во время его работы над книгой. Эти непростые отношения нашли отражение в истории Розы и Маленького принца. Герой был утомлён прекрасным цветком, но где бы он ни находился, он думал лишь о ней.
Лис
Образ Лиса — один из ключевых в повести. Он становится для Маленького принца учителем, который объясняет ему критерии истины.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Лис учит Маленького принца дружбе, верности и ответственности за любимых. И объясняет сложную концепцию близких отношений. Чем ты ближе с другом, тем сложнее с ним прощаться. И счастье, которое тебе дарит близость, пропорционально страданиям расставания.
Добро и зло
Планеты, по которым путешествует главный герой, символизируют людские души. Они могут быть прекрасны, если человек готов трудиться и развиваться, а могут и погибнуть, если они будут лениться. Символом зла становятся баобабы: если вовремя не начать с ними бороться (не вырывать корни зла), то они разрушат планету до основания.
В путешествиях Маленький принц знакомится с разными людьми, ослёпленными своими пороками. Короля, который считает все звезды подвластными себе, без всяких на то оснований. Пьяницу, который пьет из-за стыда за то, что пьет. Географа, который никогда не путешествовал. Один только фонарщик, затянутый в круг вечной работы, радует Маленького Принца. Но его планета слишком мала для двоих. Так часто случается, что рядом с людьми, преданными своему делу, для других нет места.
Пустыня и смерть
История Маленького принца заканчивается укусом змеи, которая одновременно является и символом искушения, и символом освобождения. Герой возвращается на родной астероид, но есть все причины полагать, что он умирает. Кажется, что так писатель прощается с детством, которое неизбежно уходит. Или вспоминает смерть брата Франсуа, которая его потрясла. Ещё можно трактовать смерть Маленького принца как перерождение Христа. Ведь не зря всё это происходит в пустыне — месте, где Иисус подвергался искушению Дьяволом.
А может быть, образ пустыни продиктован историей самого Экзюпери. Считается, что идея «Маленького принца» пришла в голову писателя во время крушения в пустыне в 1930-е гг.
«Маленький принц» — одна из самых популярных книг в мире, а по количеству языков, на которые переведена сказка, она уступает лишь Библии. Тем не менее история Маленького принца оказалась близкой читателям самых разных культур и поколений. Возможно, потому, что эта книга рассказывает о том, что было в жизни каждого человека — о детстве. Не зря Экзюпери в посвящении перед началом истории написал:
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».