Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Тайные смыслы повести о докторе Джекилле и мистере Хайде

Повесть о Генри Джекилле и его альтер-эго мистере Хайде — один из самых известных текстов про раздвоение личности. Рассказываем, что ещё кроме можно почерпнуть из этой истории.
Время чтения: 4 минуты.

О чём повесть?

Повествование ведётся от лица Джона Аттерсона, друга и адвоката доктора Джекилла, который оказывается затянут в вихрь событий. Через его глаза читатели смотрят на интригующего мистера Хайда: никто не понимает, кто он и чего он хочет.
Сюжет практически детективный: читатели следуют за рассказчиком, который пытается выяснить, чего же на самом деле хочет Хайд. История растягивается на несколько лет — от первого, практически безобидного появления Хайда до его полного получения контроля над жизнью и желаниями Джекилла. Аттерсон на ходу перебирает теории: Хайд то ли шантажирует доброго доктора, то ли планирует его убийство.
Правда раскрывается в письмах Джекилла и его знакомого медика, которые Аттерсон читает уже после смерти Хайда. Только тогда раскрывается тайна, читателей пускают в закулисье происходившего и дают понять, что всё это время перед ним были два разных человека в одном теле.
У нас есть общее культурное представление об этом сюжете, однако для читателей XIX века это была настоящая загадка, которую можно было разгадать, если собрать все подсказки в тексте: некоторые описания личностей схожи, они никогда не появляются вместе в одном и том же пространстве и другие.
На курсе-саммари «Европейская литература» вы получите готовую инструкцию по анализу произведений совершенно разных авторов — от Гомера до Умберто Эко. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 3 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Человеческая натура

В известной теории про Ид, Эго и Суперэго Фрейд говорил, что мысли и желания, изгнанные в бессознательную часть разума, мотивируют поведение сознательного разума. В истории Стивенсона распределение следующее: Ид — это, несомненно, Хайд, Эго — Джекилл, а Суперэго — все внешние условности и правила, которым нужно следовать в викторианском обществе. Джекилл служит буфером, который балансирует животные инстинкты и порывы Хайда, не даёт им вырваться на волю. Однако в тот момент, когда учёный принимает сыворотку, его рациональная часть оказывается заперта. И Хайд, захвативший контроль, не сдерживается ничем и никем.
Поэтому повесть часто изучают с точки зрения репрезентации дуальности человеческой природы, внутренней борьба между условно «доброй» стороной личности и «злой». Последняя не воспринимает социальные нормы как нечто необходимое, у неё нет барьеров, выстроенных в ходе социализирования во внешней среде. Неспособность принять свою негативную сторону рано или поздно приводит к эмоциональному взрыву, который невозможно сдержать.

Справочник эпохи

Стивенсоновская фантастическая история разворачивалась на контрастном фоне логично мыслящих людей — недаром детективная часть рассказа подаётся через призму адвокатского мнения. Среди типично британских туманов, семейных врачей и нотариусов, пожилых дворецких и преданных слуг происходят превращение доктора в монстра.
Повседневная жизнь в викторианской Англии, особенно среди высших чинов, была скучной: люди старались не выбиваться из рамок «приличного» общества, не привлекать внимание какими-либо порывами страстей. Именно респектабельность, умение следовать кодексам «настоящих леди» и «джентльменов» отделяла средний класс от низшего.
Этот культ леди и джентльменов, естественно, разрушался — как только чужие люди отведут взгляды. Существовало много подпольных увеселительных заведений, пабов и баров, где часто случались пьяные потасовки. Это порицалось и осуждалось, но никто не торопился обвинять соседей в распутстве: возник бы закономерный вопрос — откуда человек узнал, где именно находился его знакомый?

Сюжет про учёных-экспериментаторов

На стыке романтизма и реализма, в эпоху, когда активно поощрялась и развивалась научная мысль, появлялись сюжеты про учёных, проводивших эксперименты в разных сферах науки.
Ричард Ротвелл. Портрет Мэри Шелли, 1840
До Стивенсона основным произведением такого рода был «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанный в 1817 году Мэри Шелли. В этой истории швейцарский студент медицинского колледжа Виктор Франкенштейн бросает вызов смерти. Он создаёт искусственного человека из частей плоти мертвецов и запускает его с помощью электрического тока, однако творение получается настолько ужасным, что экспериментатор в ужасе бежит из лаборатории. Монстр следует за ним.
«Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» была опубликована больше полувека спустя, в 1886. Стивенсон наследует жанр Шелли, адаптируя его под свои реалии — его Джекилл сознательно желает создать сыворотку для отделения хороших черт человека от плохих. Им движет эгоистическое желание не отказываться от плотских наслаждений, за которые его могут осудить в высшем обществе.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG7. Он действует до 3 июня при регистрации в приложении и на сайте.
Какие смыслы скрывает в себе литература абсурда? Рассказываем на примере Камю:
В чём смысл «Постороннего» Камю?
Подробнее о смыслах «Анны Карениной» узнайте из видео нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА