Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Правда ли, что уникального сюжета не существует?

Вы наверняка замечали, что сюжеты повторяются. Те же повороты истории, которые мы видели в романах VIII века, могут быть отражены в современных сериалах, играх и т.д. Какие типологии сюжетов существуют? Рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Архетипический сюжет

Количество сюжетов мировой культуры, как и количество героев, ограничено. В ХХ веке психолог и философ Карл Густав Юнг ввёл понятие «архетип», перешедшее в сферу литературоведения, культурологии и социологии. Согласно определению А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.
Помимо героев-архетипов есть и архетипические сюжеты — истории, написанные в разное время и в разных культурах, содержащие описание разных героев и в то же время сохраняющие общую сюжетную модель.

Четыре сюжета

В 1972 году аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес опубликовал сборник трудов «Золото тигров», куда вошло эссе под названием «Четыре цикла». В эссе Борхес настаивает на том, что все произведения мировой литературы можно поделить на четыре группы в зависимости от принадлежности к одному из четырех базовых сюжетов.
Первый сюжет — древнейшая история об осаждённом городе (история о Елене и Троянской войне, «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Второй сюжет — возвращение, повторяющаяся история скитаний Одиссея. Третий — о поиске, его можно считать вариантом предыдущего сюжета. Это история Ясона, ищущего золотое руно, алхимиков, охотящихся за философским камнем. Последний сюжет — история о самоубийстве Бога (Атис и Один, пожертвовавшие собой, распятый Христос).

Семь сюжетов

В 2004 году английский писатель и журналист Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории».
  1. «Преодоление монстра»: главный герой ставит целью своей жизни победу над антагонистом («Дракула» Стокера).
  2. «От тряпья к богатству», или «из грязи в князи» («Джейн Эйр» Бронте).
  3. «Квест»: героям необходимо найти что-либо или же добраться до определенного места («Властелин колец» Толкина).
  4. «Путешествие и возвращение», соответствующий второму сюжету Борхеса («Пираты карибского моря»).
  5. «Юмор»: истории со счастливым финалом («Сон в летнюю ночь» Шекспира).
  6. «Трагедия»: протагонисты в таких историях, как правило, совершают фатальную ошибку, которая и приводит их к трагическому концу («Анна Каренина» Толстого).
  7. «Возрождение»: истории о том, как конкретное событие заставляет героя измениться к лучшему и выбрать для себя новый путь («Гордость и предубеждение» Остин).

Путь героя

Существует также понятие «мономифа» — идеи, что у всех мифологических героев одинаковый путь. Данный термин впервые употребил Джозеф Кэмпбелл, который заимствовал его из романа «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса. В 1949 году была издана книга Кэмпбелла «Тысячеликий герой», в которой он описал общую сюжетную структуру большинства мифов.
*Минюст России признал Oxxxymiron'а иноагентом
Воспользовавшись идеями Кэмпбелла, Кристофер Воглер, голливудский продюсер, разработал методичку для сценаристов, которая была крайне популярна в киностудии Walt Disney. Режиссер Джордж Лукас признался, что в основу его медиафраншизы «Звёздные войны» легла именно теория Кэмпбелла. Мифологический подход активно используется в современном литературоведении.

Хотите показать на экзамене, что вы такой же начитанный, как иноагент на фото выше? Слушайте наше саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко» фоном и получайте только хорошие оценки! А по промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на месяц — как раз, чтобы подготовиться к сессии!


Читайте о непризнанном классике в статье «Грязный реализм Чарльза Буковски».
ЛИТЕРАТУРА