Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл «Щелкунчика» Гофмана?

Одним из наиболее известных творений Гофмана является сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Эта история завоевала сердца читателей по всему миру и стала обязательной частью рождественской программы. «Щелкунчик» приглашает нас в мир магии и волшебства, напоминая о том, что чудеса возможны, и что в каждом из нас живет часть того волшебного мира, который так мастерски описал Гофман. В чем заключается магия сказки, рассказываем в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Про романтизм

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) — немецкий писатель, представитель позднего романтизма. Это культурное направление началось в конце XVIII века и достигло своего пика в первой половине XIX века. Поздний романтизм отличается от раннего романтизма более мистическими темами, а также интересом к иррациональному.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Произведения Гофмана часто исследуют темные стороны человеческой души. Персонажи писателя часто оказываются в ситуациях, где границы между реальностью и фантазией стираются, а их внутренний мир становится местом борьбы между добром и злом, разумом и безумием. Гофман исследует, как внешний мир может влиять на психику человека, и наоборот.

Что исследуют писатели других эпох в своих произведениях? Получите готовый ответ от литературоведа в видео-саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.

Оппозиция детского и взрослого

В «Щелкунчике» тема противопоставления детского и взрослого мира играет ключевую роль. Гофман, следуя традициям романтизма, придает особую ценность детству, видя в нем источник чистоты, искренности и непосредственного восприятия мира.
Главная героиня Мари, маленькая девочка семи лет, может видеть чудеса, она открыта для магии и волшебства. Для нее Щелкунчик — не просто игрушка, а живое существо, способное на подвиги. Этот взгляд на мир, присущий детям, контрастирует с рациональным и прагматичным восприятием взрослых.
«Щелкунчик и мышиный король» (2004), реж. Татьяна Ильина
Взрослые персонажи сказки, такие как родители Мари и крестный Дроссельмейер, воспринимают мир иначе. Они не верят в магию, их мир ограничен реальностью и повседневностью. Даже Дроссельмейер, несмотря на свою способность творить чудеса, представлен в сказке как человек с двойственной натурой, он может быть и волшебником, и обычным взрослым.
Противопоставление детского и взрослого в «Щелкунчике» достигает своего апогея в финале сказки, когда Мари, выйдя замуж за «молодого Дроссельмейера», переходит из детского мира в мир взрослых. В этот момент она обретает новый статус.

Романтическое двоемирие

Концепция двоемирия в «Щелкунчике» тесно связана с идеями романтизма. Гофман создает мир, в котором границы между реальностью и фантазией стираются. Мари попадает в волшебную страну, где игрушки оживают, а мечты становятся реальностью. Эта дихотомия отражает романтическое стремление к побегу от рационального, упорядоченного мира в мир чувств, воображения и творчества.
«Щелкунчик и мышиный король» (2004), реж. Татьяна Ильина
В сказке четко прослеживается борьба между добром и злом. Щелкунчик и Мари борются против Мышиного короля и его армии. Эта борьба символизирует романтическую идею о необходимости противостоять темным силам, чтобы добиться духовного возрождения и гармонии.
Гофман также исследует взаимосвязь между природой и культурой. Волшебный мир, в который попадает Мари, близок к природе и свободен от социальных ограничений. Он противопоставляется упорядоченному и рационализированному миру взрослых.

Какие важные смыслы заложены во всем известных сказках? Подробнее в статье:

«Колобок», «Курочка ряба» и «Сказка о рыбаке и рыбке»: о чем на самом деле эти сказки?
ЛИТЕРАТУРА