Искусство и психология

Почему «Черный квадрат» Малевича – это все-таки искусство?

Малевич написал свою главную картину «Черный квадрат» более 100 лет назад, в 1915 году. Однако споры по поводу этой работы продолжаются до сих пор. Одни считают, что это начало нового искусства, другие видят отрицание религии и старого мира, третьи – что Малевич всех «надул» и вообще это гениальный маркетинговый ход.

Давайте сегодня разберёмся, почему знаменитая работа Малевича – важнейшее произведение искусства XX в. и почему не стоит его недооценивать.

Как появился «Черный квадрат»?

Впервые «Черный квадрат» был показан на выставке «0,10» в 1915 г. Ее организовал Иван Пуни, коллега Малевича. На экспозиции «Квадрат» был расположен в т.н. «красном углу» (в месте, где обычно в крестьянских избах располагались иконы), и этот факт сразу дает нам понять, что художник таким образом утверждает «новую религию».

Картина даже по форме напоминает икону. Дело в том, что обычно у икон есть т.н. «ковчег» – углубление на лицевой стороне, часто квадратной формы, обрамленное «рамкой». Таким образом, изображение черного квадрата – это ковчег, но вместо изображения святого здесь черный цвет как символ отрицания старого мира.

Конечно, не каждому с первого взгляда будет понятен замысел художника, и, понимая это, Малевич сопровождает картину брошюрой «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», где подробно объясняет философию своего творческого метода. Давайте познакомимся с ее основными тезисами.

Зачем художнику манифест?

В брошюре Малевич подробно объясняет, что до этого искусство было просто вавилонским столпотворением. Художники писали «живописные окорока», изображали «композиции развратных баб», «раскрашивали горшки на заборах Малороссии и старались передать философию тряпок».

По мнению художника, предыдущие поколения не знали настоящего творчества, ведь они только подражали действительности. Согласно Малевичу, любое произведение искусства – высказывание некоторой мысли, но художники традиционно передавали ее через изображение объектов реального мира, и это отодвигало идею на второй план, т.к. зрители больше заняты сравнением картины с реальностью.

Он предлагает новый подход к живописи – изобретенный им супрематизм, который позволит художнику вывести идею на первый план. Малевич считает, что искусство должно стать беспредметным, а художник – отвергнуть чувства и интуицию и руководствоваться исключительно разумом. Именно поэтому для нового искусства нужны лаконичные геометрические формы, потому что они позволят художнику преодолеть границы старого искусства и вырваться из чувственного мира.

Для Малевича живопись – это только цвет и форма, а не сюжет, персонажи и предметы. Это настоящий переворот в искусстве, ведь до этого живопись была прежде всего живо-писанием.

Малевич предстает одним из революционеров от мира искусства, которому необходимо изложить свою творческую программу, стоя на трибуне и агитируя избирателей проголосовать за «нового президента», который поведет их к новому искусству. Художник долго шел к разработке и воплощению своей идеи, последовательно уничтожая основы старого.

Путь к «Черному квадрату»

В 1913 г. Казимир Малевич, Алексей Крученых и Михаил Матюшин создали футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Основная идея постановки заключалась в победе нового технологического мира над старым, природным. Иными словами, на смену солнцу приходит электричество, а будетляне – люди будущего, одетые в геометрические костюмы, – побеждают природный мир и заменяют его технологичным.

Цель этой оперы – эпатировать публику и вывести ее из равновесия – была достигнута. Многие зрители не поняли происходящего, освистали артистов и авторов. Прообраз легендарной картины мы находим среди декораций. Черный квадрат с белой каймой символизирует солнечное затмение, наступление нового мира и новой эстетики. Впоследствии Малевич назовет ее Супрематизмом.

Однако этот образ появляется и в других работах художника. Например, в «Композиции с Моной Лизой» (1914) он служит частью декораций, которые окружают фигуру Джоконды. Она выступает символом всего ненавистного для Малевича старого искусства, которое подлежит затмению и даже осмеянию (по утверждению художника, к ее рту даже был прикреплен окурок, который был потом утерян).

Что он изменил?

«Черный квадрат» стала иконой современного искусства. Несмотря на то что ее до сих пор рассматривают как «затянувшуюся шутку», его значение невозможно переоценить. Малевич представил т.н. «ноль искусства» – когда произведение не дает ни положительной, ни отрицательной оценки реальности, а является беспристрастной формой, которая прежде всего показывает тупик живописи.

Многие скажут, что повторить «Черный квадрат» сможет каждый. Но то же самое можно сказать и о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. Сейчас любой профессиональный художник без труда повторит знаменитое сфумато гения итальянского Возрождения, но значение произведения не в том, чтобы работу художника нельзя было повторить.

Каждая революционная работа появляется в определенный исторический момент, поэтом для своего времени – периода разрушительной Первой мировой войны, голода, подступающей революции и тотальной борьбы за эстетику нового века – «Черный квадрат» стал иконой нового мира. Если мы повторим его сейчас, такая картина не будет иметь принципиального значения, потому что мы живем в другое время с другими проблемами.

А что вы чувствуете, когда смотрите на «Черный квадрат»? Как считаете, почему даже спустя 100 лет он вызывает столько споров?

«Черный квадрат» стал не только главной картиной ХХ века, но и символом Революции 1917 года. В нем отразились масштабные изменения, которые происходили не только в живописи, но и в политике, литературе, музыке и философии.

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт
ОБЗОРЫ ЖИВОПИСЬ