Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино?

Важная часть кинематографа — визуал. Мы смотрим кино и обращаем внимание в первую очередь на то, как именно снята картина: все ли персонажи попадают в кадр, трясётся ли камера, есть ли логика при смене ракурсов, какой ритм задаёт операторская работа. Одним из составляющих удачного визуала является хорошее сочетание крупного, среднего и общего планов.
Время чтения: 6 минут

Кто придумывает планы

Планы обсуждают режиссёр и оператор. Режиссёр формирует общую концепцию фильма и определяет, какие кадры ему необходимы для передачи задуманной идеи. Оператор же занимается техническим выполнением работы: определяет положение камеры, настраивает параметры съёмки и решает, какие планы будут использоваться для той или иной сцены.
Помимо режиссёра и оператора на планирование кадров могут влиять другие участники команды. Например, художник–постановщик может предложить определённое расположение декораций, которое должно учитываться при выборе кадров. Продюсер может предложить наиболее привлекательные для зрителя с маркетинговой точки зрения планы — например, брать крупным планом детали, которые потом могут стать узнаваемыми символами фильма.
Планы представляют собой разные ракурсы, с которых снимаются сцены фильма. Каждый из них имеет свои особенности и применяется в разных случаях.

Общий план

Общий план (wide shot) — это кадр, в котором камера показывает всю сцену, на которой разворачиваются события. Задача такого кадра в том, чтобы позволить зрителю сориентироваться в пространстве и понять, где находятся персонажи относительно друг друга.
Есть разные варианты общего плана. Он может быть на высоте птичьего полёта, когда камера находится высоко над землей и показывает всю местность сверху. Такой план используют для того, чтобы показать панораму города или ландшафт. Он может использоваться для сцены битвы, когда нужно показать масштаб сражения, положение армий и их стратегию. Использование общего плана можно увидеть в фильме «Властелин колец: Две крепости» (2002). В битве в Хельмовой пади камера охватывает большую крепость со всеми персонажами, находящимися на своих позициях и готовых к бою.
Общий план часто используется используется для сцен, в которых нужно передать атмосферу места действия. Такое визуальное решение вы могли увидеть в начальной сцене из фильма «Бегущий по лезвию 2049», где камера показывает неоновый пейзаж Лос-Анджелеса в 2049 году. Зритель сразу понимает, что история разворачивается в атмосферере киберпанке, и ждёт от фильма соответствующего сюжета.
Общий план снимают не только с воздуха. Его снимают и на уровне земли, когда камера находится на уровне глаз зрителя и показывает объекты и персонажей в натуральную величину. Такой план может использоваться, когда нужно показать движение в городе или на улице.

Средний план

Средний план (medium shot) — это кадр, в котором камера показывает персонажа с талии до головы. Он варьируется от съёмки по пояс до съемки по грудь. Выбор конкретной величины кадра всегда зависит от того, какие смыслы режиссёр и оператор закладывают в конкретную сцену фильма. Такие кадры получаются более детальными, чем общие планы места действия, и позволяет зрителю рассмотреть лица и мимику героев.
Часто средний план используют в сценах диалога между персонажами, когда нужно показать их эмоции и реакции друг на друга. Например, сцена допроса Джокера из «Тёмного рыцаря» Нолана состоит из чередующихся средних планов разной величины. Иногда средний план плавно переходит в крупный, позволяя подчеркнуть отдельные эмоции и движения глаз. Это делается для того, чтобы придать сцене динамики.
Когда персонаж делает какое-то конкретное действие, на котором нужно сосредоточить внимание зрителя, тоже используют средний план. Это могут быть моменты, когда персонаж делает что-то руками — готовит, перебирает вещи, листает книгу. В фильме «Семь» детективы ищут зацепки в файлах дела, разложив их на столе: в кадр помещаются сидящие на диване герои и стол с множеством фотографий и документов. А в сериале «Ганнибал» средний план умело используется в сцене, где главный герой стоит спиной к зрителю и нарезает еду.

Крупный план

Крупный план (close-up) — это кадр, в котором камера показывает объект очень близко, обрезая всё вокруг. Это позволяет зрителю увидеть мельчайшие детали объекта или микровыражения на лице героя. Чаще всего мы видим этот тип плана в момент, когда персонаж открывает глаза: во многих фильмах и сериалах есть хотя бы один такой кадр.
Ещё крупными планами часто пользуются в фильмах ужасов. Оператор фокусируется на лицах персонажей, фиксируя их ужас и шок, слёзы и отчаяние. Когда весь экран занимает кадр ножа или топора, зритель сразу понимает, что теперь повествование переключилось на маньяка и скоро будет сцена очередной погони за жертвой.
Кадр из «Сияния» Стэнли Кубрика прекрасно иллюстрирует роль крупных планов в создании напряжённой атмосферы. Когда Джек рубит топором дверь, чтобы напасть на жену, камера показывает крупный план на его лицо. Он произносит свою знаменитую реплику: «А вот и Джонни!». Крупный план на лице Торранса передаёт его безумие и создаёт у зрителя ощущение ужаса. Это хорошо работает в комбинации со средними планами, которые показывают физические реакции Венди на сошедшего с ума мужа — она то пытается закрыться руками, то перехватывает нож.
Детали тоже часто показывают крупными планами. В уже упоминавшемся «Властелине колец» есть несколько кадров с эльфийской подвеской, которую Арвен дарит Арагорну. Её используют для того, чтобы придать романтической линии больше значения и дать Арагорну повод вспомнить эльфийку в скитаниях. Когда Арагорн в момент битвы теряет подвеску, именно по ней его друзья понимают, что он может быть мёртв, ведь он никогда не расстался бы с ней по собственной воле. Зритель считывает это, потому что на подвеске акцентировали внимание ранее через крупные планы.
Как подготовиться к сессии и сохранить при себе все нервные клетки? Получите готовый ответ на экзамен по истории кинематографа с саммари «Главное об истории кино». С промокодом BLOG30 все саммари откроются бесплатно на 30 дней.
Фанаты постоянно называют любимые сериалы лучшими, а критики пытаются переубедить их и указать на все недостатки: нелогичный сюжет, плохую актёрскую игру и так далее. Рассказываем про кейс, когда фанатское сообщество и умудрённые опытом критики оказались по одну сторону баррикад и посчитали сериал шедевром:
Почему «Во все тяжкие» — лучший сериал современности?
КИНЕМАТОГРАФ