Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему все так любят Бэнкси

Бэнкси — самый известный и самый скандальный представитель стрит-арта. У него узнаваемый стиль, а за его произведениями идёт настоящая охота. Его работы стоят миллионы долларов. Их покупают знаменитости и коллекционеры. Репродукции его картин массово тиражируют на кружках и футболках. Давайте разберёмся, почему он так популярен.

Время чтения: 3 минуты

Это загадочно

Никто не знает, как он выглядит и как его зовут на самом деле. Все спорят по поводу его биографии, даты и места рождения. Говорят даже, что это не один человек, а группа людей, выступающих под одним псевдонимом.
Он непредсказуем: его работы могут появиться где угодно. Они возникали на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле, Нью Йорке и на стене, разделяющей Израиль и Палестину.
Однажды Бэнкси даже побывал на Берлинском кинофестивале, дебютировав как режиссёр с фильмом «Выход через сувенирную лавку». Художник прошёл по красной ковровой дорожке в маске и капюшоне, никто так и не увидел, как он выглядит.
Ваш курс, чтобы научиться анализировать шедевры современного искусства: 
Анонимность Бэнкси — это не только пиар-ход. Граффитист считает, что если тайна личности будет раскрыта, его уличный арт перестанет являться голосом большинства и станет одиночным протестом. Он не хочет, чтобы имя затмевало смысл его искусства. «Если вам есть что сказать людям и вы хотите, чтобы они вас услышали, носите маску», — говорит он.
null
«Сын мигрантов из Сирии», 2015 г.

Это незаконно

Граффити — это всё ещё незаконно и считается порчей чужого имущества. Кроме того, уличное искусство всегда выступало против политики, власти и её законов. Уже по своей внутренней сути, граффити является протестным искусством.
Художника не раз обвиняли в порче общественных зданий и частной собственности. Граффитист объяснил, что его «культурный вандализм» — это война с «брендализмом» общества потребления.
«Любая реклама в публичном месте не оставляет вам выбора, видеть её или нет […]. Люди, которые действительно уродуют наши районы — это компании, рисующие свои гигантские слоганы на зданиях и автобусах, пытаясь заставить нас чувствовать себя неадекватными, если мы не покупаем их барахло. Они считают, что могут орать свои обращения со всех доступных поверхностей, но вам никогда не позволят им ответить. Что ж, они начали войну, и стена — это оружие выбора, чтобы нанести им ответный удар», — Бэнкси.
null
«Шоппинг до упаду», 2011 г.

Это актуально

Произведения Бэнкси буквально кричат о проблемах современного общества. Война и политика, экология и толерантность, религия и коронавирус — об этом художник говорит в своих граффити и картинах.
null
«В обнимку с бомбой», 2003 г.
Самая популярная работа Бэнкси «Метатель цветов» — она же «Ярость» и «Любовь в воздухе». Автор изобразил демонстранта, готового метнуть букет цветов вместо коктейля Молотова. Произведение говорит о том, что любые проблемы нужно решать путём переговоров, а насилие лишь порождает насилие.
В конце 2018 года художник создал рождественское граффити «Встреча сезона» на тему экологии. Оно появилось на стенах гаража, расположенного между автомагистралью и металлургическим заводом в Уэльсе. Это типичная новогодняя сцена: ребёнок искренне радуется зиме и ловит снежинки языком. Но стоит зайти за угол, как понимаешь, что снег — это пепел из горящего мусорного бака.
null
«Встреча сезона», 2018 г.

Это иронично

В 2018 году аукцион Sotheby’s выставил на продажу картину Бэнкси «Девочка с шаром». Неизвестный покупатель заплатил за неё почти 1,4 млн долларов. Сразу же после покупки произведение самоуничтожилось: оно разрезалось на тонкие полоски — на глазах у ошарашенной публики.
Позднее на своей странице в социальной сети художник показал, как еще за 12 лет до этого вмонтировал в раму картины разрезающее устройство — шрёдер. Пост был подписан цитатой философа-анархиста М. А. Бакунина, которую художник выдал за слова Пикассо: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».
Потратить полтора миллиона долларов за самоуничтожившуюся картину может не каждый. Впрочем, акт самоуничтожения стал актом созидания. Шрёдер сломался, успев разрезать полотно только наполовину. Работа получила новое название — «Любовь в мусорном баке» и подорожала примерно в четыре раза: теперь она стоит около 5 млн долларов.
«Девочка с воздушным шаром», 2006 г.
В 2013 году художник устроил анонимную распродажу в нью-йоркском Центральном парке. Тогда некий пожилой мужчина продавал картины Бэнкси по 60 долларов за штуку. За несколько часов случайные прохожие купили всего лишь восемь работ. Конечно, они не подозревали, что покупают оригиналы.
Ироничный, эпатажный, противоречивый, но всегда актуальный — Бэнкси бросает вызов обществу. Он из тех художников, которые умеют нравиться. Даже если это незаконно.
ИСКУССТВО