Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём тайна Фаюмских портретов?

Каким образом Фаюмские портреты так хорошо сохранились? Если художники писали их в реализме, почему глаза непропорциональны остальному телу? На эти и другие вопросы отвечаем в статье.
Время чтения: 5 минут.

Исторический контекст

Фаюмские портреты были созданы во времена, когда Египетское царство переживало период римского влияния. Это период с I века до н.э. до III века н.э.
В то время Египет был богатым ресурсами и стратегически важным для Римской империи регионом. Римские власти внесли существенные изменения в политическую и социальную структуру Египта, добавив свои законы и управленческие принципы. Это привело к смешению культурных традиций и взаимодействию между греко-римской и египетской цивилизациями — менялось всё, вплоть до стилей живописи и архитектуры.
Значительную часть населения Фаюма составляли греки — регион был завоёван в ходе выстраивания Александром Македонским своей гигантской империи. В результате естественной ассимиляции произошло смешение культур: египтяне, греки и римляне влияли друг на друга и адаптировали свои привычные обряды к новой реальности.
Фаюмский портрет юноши. II век н.э.

Для чего их писали?

Портреты создавались для ритуальных обрядов при погребениях. Они служили важной функцией в египетской вере: таким образом сохранялась память о покойных. Дощечки с портретами клали на головы мумиям и помещали внутрь саркофагов, а также ставили в специальные ниши в мавзолеях. Традиционно в Древнем Египте мумии украшались масками с чертами лиц усопших, но в более поздних захоронениях маски сменились реалистичными изображениями их лиц.
Эти изображения не были доступны лишь правителям. Их писали для торговцев, врачей и других членов общества — кроме низшей касты, рабов. Это уникальный пример доступной индивидуальной живописи, где каждый портрет передает уникальную личность и черты конкретного человека.

Кто и когда нашёл эти портреты?

Несмотря на то, что первые упоминания о похожих по описанию на рассматриваемые нами портреты относятся не совсем к территории Эль-Фаюйма, большинство известных сегодня масок были найдены именно там.
Самые первые погребальные портреты описал итальянец Пьетро делла Валле. Он нашёл их во время экспедиции в районе оазиса Саккара-Мемфис (недалеко от современного Каира) в 1615 году. Впоследствии портреты мумий находили на местах разных погребений в регионе Фаюма и не только.
На курсе-саммари «Искусство Древнего мира» вы получите инструкцию по анализу произведений древних цивилизаций. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 3 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Техника

Фаюмские портреты отличаются реалистичностью и выразительностью. Они изображают людей с четкими чертами лица и относительно реалистичными пропорциями. Лица писались в три четверти — изображений в анфас практически нет. Портреты выполнены на деревянных планках или льняных полотнах с использованием особой техники живописи, энкаустики. Она возникла в Древней Греции, её использовали мастера древних Помпей. В Византии эта техника какое-то время применялась при написании икон, но в итоге сменилась более простой и понятной живописью без восковой основы.
Особенность энкаустических красок в том, что связывающим элементом красок является воск. Восковая краска быстро остывает и следует быстро и точно класть нужный мазок — ошибки непростительны. К тому же, художнику нужно заранее подготовить необходимые ему оттенки: он попросту не успеет завершить работу, если будет смешивать каждый цвет на ходу.
Энкаустика и использующиеся в ней типы красок, как показала история, способствует сохранению яркости и свежести цветов на протяжении многих веков. Помог и климат — в Египте гораздо суше, чем в Европе, так что главный враг живописи, влага, не повредила фаюмские портреты.

Особенности портретов

Фаюмские портреты представляют собой уникальное искусство, сочетающее элементы египетской, греческой и римской традиций.
Реализм и натурализм портретов проявляется в разных аспектах. Во-первых, художники стремились передать выразительные черты лиц и мимические особенности, особенно это заметно при рассмотрении портретов пожилых людей: каждая морщина находится на своём месте, репрезентируя мудрость и количество прожитых лет. Во-вторых, они также добавляли мельчайшие детали: непослушные волосы, модные прически (по которым проще идентифицировать века), украшения. Даже оттенки одежды могут рассказать о многом: некоторые цвета было сложно добыть, поэтому облачённые в них люди очевидно были богатейшими членами общества.
Женщина в фиолетовом хитоне. I век н. э.
Для написания портретов использовали тонкие кистевые штрихи и мягкие переходы между цветами для создания объема и реалистичности. Интересно наблюдать за изменением этой точности: в IV веке характерны большие, явно диспропорциональные глаза. Это изменение, скорее всего, произошло под влиянием египетской культуры — римские художники писали картины с традиционными пропорциями лица.
Каждый Фаюмский портрет индивидуален. Художники старались передать психологизм изображённых лиц, их характер. Их старания не прошли даром: при рассмотрении картин появляется впечатление, что изображены конкретные личности с историей за плечами, а не просто анонимы.
Портреты отличаются богатством деталей и аксессуаров, которые не только украшают изображённых людей, но и рассказывают об их социальном статусе и индивидуальных чертах характера. Это прически, украшения, одежду и даже мелкие элементы, такие как ювелирные замочки или заколки в волосах. Так подчёркивается статус изображаемого лица, его профессия.
При этом интересно наблюдать за очевидным смешением культур. Например, золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут, который использовался на картине в совершенно другом регионе.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 6 июня при регистрации в приложении и на сайте.
Больше о том, как художники пользуются разными оттенками цветов, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
Рассказываем подробнее о чёрном квадрате, а заодно — об авангардистских выставках и обществах:
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ