Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как экология стала новой религией?

Одна из главных проблем современности – угроза глобального экологического кризиса, в которой виноват человек. Отношение к природе теперь – общий узел, где пересекаются самые разные экономические, социальные и культурные идеи. #АвторДарьяЗуева

Бренды пытаются соответствовать тренду на экологичность, а сортировка мусора и отказ от пластиковых пакетов становятся новой нормой.
Экоактивисты согласны в том, что проблема отношений «человек-природа» не решается только с помощью новых инициатив. Все дело в самом человеке, его особенном месте в мире, которое утверждалось на протяжении сотен лет.

Причины экологического кризиса


Представления человека о природе менялись вместе с тем, как менялось его осмысление окружающего мира. Можно выделить 3 основных этапа развития познания: мифологическое, обыденное, научное.

В мифологическом сознании древних людей природа была не ресурсом, а неукротимой силой. Человек жил с ней в тесном контакте, а мифология помогала ему объяснять этот мир. Проблема возникает, когда появляются мировые религии.

Английский культуролог Арнольд Тойнби первым обратил внимание, что христианство утвердило особое положение человека в природе. Среди животных и растений человек становится Избранным, ведь именно он сотворен по образу и подобию Бога.

В эпоху Нового времени божественная избранность человека заключалась в наличии у него разума – главной ценности этого периода. С помощью разума человек может преобразовывать мир в соответствии со своими потребностями. Природа – лишь средство для достижения цели. На смену традиционным обществам приходят индустриальные, а стремление к научному прогрессу и материальному благополучию становится оправданием для постоянного вмешательства в природу.

Новый анимизм


В мифологическом мировоззрении можно выделить два основных направления: тотемизм и анимизм.

Тотемизм возникает из веры в родство человека с определенным видом животных или растений. На тотемное животное или растение налагается табу: его нельзя убивать, употреблять в пищу. Отголоски тотемизма мы можем обнаружить и сегодня: одних животных мы употребляем в пищу (для них в языке даже есть специальные слова «говядина», «свинина»), а другие становятся полноправными членами семьи.

Анимизм — это одухотворение природных сил, приписывание им способности поощрять или наказывать. Поэтому жизнь человека должна состоять из молитв и благодарностей природе, иначе наступят чудовищные последствия: землетрясения, цунами, ураганы и т.д.

Многие экоактивисты видят решение экологических проблем в «духовной экологии» или «новом анимизме». Принципы духовной экологии просты: человечество должно пересмотреть свои взгляды на природу и понять свою ответственность перед планетой. Этой позиции придерживаются как религиозные деятели, например, Папа Франциск, так и светские – бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Но у теории «духовной экологии» есть и много противников. В чем проблема «нового анимизма»?

Вера в справедливый мир


Анимизм строится на убеждении, которое социальный психолог Мелвин Лернер назвал «гипотезой справедливого мира». Это когнитивное искажение, при котором человек верит, что мир устроен справедливо, а люди всегда получают то, что заслуживают. Есть 5 основных сил, которым приписывают способность оценивать наши поступки. На первом месте – природа, и только на втором – Бог.

Помимо «гипотезы справедливого мира» существует множество других когнитивных искажений, которые не позволяют нам трезво смотреть на мир. Подробнее о когнитивных искажениях и их влиянии на нашу жизнь вы узнаете на нашем новом курсе «Когнитивная психология»

Вера в справедливый мир защищает нас от экзистенциального страха. Мы постоянно слышим новости о природных катаклизмах и пытаемся исправить свое поведение, чтобы не вызвать «гнев стихи». Испытываем чувство вины за количество пластика, которое производим, за неразумное потребление, за то, что едим мясо.

Этой виной могут пользоваться производители товаров, чтобы продать как можно больше товаров с приставкой «био» и «эко». В 2018 году независимая компания Nielsen изучила ценности покупателей. Оказалось, что 73% потребителей осознают важность сохранения окружающей среды, и они готовы платить больше за органические продукты и товары, которые не вредят природе.

«Зеленый налог»


В 1970-х в Америке была популярна реклама: индеец плывет по реке в каноэ и видит в воде мусор. Затем на берегу он замечает разбросанные пластиковые стаканчики, бутылки, пакеты, выходит к трассе – а там к его ногам падает мусорный пакет, брошенный из окна машины. По щеке мужчины бежит слеза. Голос за кадром: «Люди начинают загрязнение. Люди могут это остановить».

Это социальная реклама экологической организации Keep America Beautiful. Что здесь не так? Эта реклама убеждает людей, что загрязнение планеты – это только их рук дело, и не показывает, какой вред наносят корпорации.

Это классический пример «гринвошинга». Термин впервые был предложен Джеем Вестервельтом. Он описал, как некоторые отели призывали постояльцев не отправлять в корзину с грязным бельем полотенца после одного использования, а использовать их многократно, чтобы «снизить вред экологии». На самом деле цель была сэкономить на работе прачечной.

Далеко не все товары, которые позиционируются как «экологичные», таковыми являются. А порой «экологичную» упаковку бывает переработать еще сложнее, чем пластик: например, материал Ecolean, который чаще всего используют для молочных продуктов.

Рациональная экология


Как же быть обычному человеку в ситуации, когда его усилия кажутся бесполезными? Особенно если учесть, что основные очаги загрязнения – это Китай, Индия, Нигерия и Индонезия, и в первую очередь решать проблему нужно именно там.

Экологи говорят: главное, что нужно сделать – сократить индивидуальный углеродный след. Это количество парниковых газов, которые попали в атмосферу, чтобы вы могли воспользоваться товаром или услугой.

Приведем пример. Один из главных символов «эко-лайфстайла» – это авокадо. Пищевая мода на него, с одной стороны, привела к вырубке лесов в Мексике, которая зарабатывает на экспорте авокадо больше, чем на экспорте нефти. С другой – этот продукт стал недоступен для местных жителей. Авокадо еще нужно доставить до места продажи, что увеличивает загрязнение окружающей среды. Какая есть альтернатива: готовить из продуктов местных фермерских хозяйств, а авокадо можно вырастить из его косточки.

Стоит признать, что многие проблемы невозможно решить полностью. Проблему углеродного следа отчасти можно решить с помощью вторичного рынка. Благодаря этому углеродный след делится на всех владельцев вещи. Но одно мы поняли точно: большие перемены начинаются с маленьких шагов, и вклад каждого человека важен, каким бы незначительным он ни казался.

А вы уже взяли за привычку сортировать мусор или отказываться от лишних пакетов? Есть ли у вас советы, которыми вы могли бы поделиться?

Мы немного затронули тему когнитивных искажений, которые могут сильно влиять на нашу жизнь и даже приводить к депрессии. Узнайте, как работает наш мозг и почему он ошибается, на нашем практическом курсе «Когнитивная психология»:

  • 18 часов лекций
  • Тетрадь с упражнениями
  • Доступ навсегда
  • Чек-лист «Как защитить личные границы» уже на странице курса!

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ

Скачивайте наше приложение!


Android | iOS

| VK |YouTube|Сайт

МНЕНИЕ