Через взаимодействие с Наташей Толстой раскрывает характеры Андрея Болконского и Пьера Безухова. Её устами автор проговаривает сокровенные мысли о жизни и судьбе русского народа. Так какая же у образа Наташи Ростовой функциональная роль в романе «Война и мир»? Давайте разбираться.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Мысль семейная
Наташу Ростову мы застаем в тот период, когда «девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка». Автор обращает наше внимание на то, как она избалована, но при этом чиста и искренна.
У Наташи доверительные отношения с родителями. Да и практически все члены семьи Ростовых близки друг другу. Для Толстого родственные связи очень важны. Он был убежден, что они влияют на личность человека, и происходит это неосознанно.
Если посмотреть на семью Болконских, то главные отличительные её черты — гордость, граничащая с гордыней, и честолюбие. Андрей пытается искоренить в себе эти качества. Он стремится к простоте и слиянию с общим, народным. К просветленному состоянию он приближается лишь в момент своей смерти.
Абсолютно противоположна Болконским семья Ростовых. Это люди простоватые, они не слишком умны, но добры и наивны. Наташа — яркое тому подтверждение. Автор многократно подчеркивает, что она не обладает высоким интеллектом, но сила её совершенно в другом.
Простота и всепрощение, к которым приходит Болконский, народная мысль, которая посещает Пьера, — всё это заложено в Наташе уже изначально.
Любовь как испытание
Наташе приходится сталкиваться с искушениями. Первым мужчиной, в которого она влюбляется в свои 13 лет, был Борис Друбецкой. На тот момент ему 20, он родственник семьи Ростовых и живёт у них. Чувства оказываются взаимными и вполне невинными.
Ключевым событием стал их первый поцелуй, после которого Борис благородно предлагает девушке временно прекратить отношения и сыграть свадьбу спустя несколько лет. Наташа абсолютно счастлива.
Но детские влюбленности мимолетны. Проходит четыре года, и Наташа понимает, что данное в детстве обещание оказалось поспешным. Борис, который к тому времени строит вполне успешную карьеру, признается себе в том же.
Следующей серьёзной любовью героини становится Андрей Болконский. Как и Борис, он значительно старше девушки: в её 16–17 лет Андрею был 31 год. Это разочарованный в жизни вдовец. Но, пригласив по просьбе Пьера Наташу на танец, Андрей поддается её очарованию: «Едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим».
Герой влюбляется не в интеллект или душевные качества Наташи, а во внешность и молодость девушки. Он объясняет Пьеру: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде». Но речь, конечно, идёт о страсти.
Болконский и Ростова были влюблены друг в друга, но было ли там взаимопонимание? Скорее, нет, о чём нам говорит дальнейшее развитие событий.
По воле отца Болконский откладывает свадьбу на год, и это решение становится его ошибкой. Ведь это ему на момент повествования уже за 30 — он повидал жизнь и успел ею пресытиться. Наташа же, напротив, юна и жаждет впечатлений. И стоит Андрею исчезнуть из её поля зрения, как она увлекается другим человеком — Анатолем Курагиным.
Примечательно, что Анатоль, как и его сестра Элен, развратный и пустой человек. Но что в нём находит Наташа? По всей видимости, героиня, как и Татьяна Ларина, воспитывалась на романтической литературе. По этой причине она мечтает о сильной любви, и Анатоль был готов дать ей эти переживания. Он уговаривает её бежать с ним, несмотря на то что сам женат. К счастью, его разоблачают, репутация девушки спасена.
Все эти увлечения, ошибки, которые совершает героиня, важны для формирования её характера и нравственных ориентиров.
К чему приходит Наташа
Замуж Наташа выходит за добродушного чудака Пьера, который всегда был где-то рядом.
Такой исход кажется логичным: герои хорошо знают друг друга и через многое прошли вместе. В конце романа мы видим семейную, по мнению писателя, идиллию: Пьер занят общественными делами, пока жена сидит с детьми и занимается домом.
По Толстому, характер Наташи развивается органично. Она русская по духу. Вспомним эпизод у дядюшки. Писатель показывает нам танец Наташи и восторженно восклицает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой этот дух?». Речь идёт о совсем молоденькой девочке, но в процессе взросления Наташа продолжает демонстрировать всё ту же народность.
Современному читателю судьба Наташи Ростовой едва ли покажется пределом женский мечтаний. Но Толстому это виделось именно так. Да, она набирает вес и перестает заниматься музыкой. Да, теперь в ней видна лишь «красивая самка». Но ключевое для автора слово здесь — «красивая». Толстой считает, что женское счастье в рождении детей и в заботе — о них и о муже.
Таким образом, через Наташу Толстой знакомит нас со своим женским идеалом. Неслучайно образ героини он списывает со своей жены Софьи Толстой и её сестры Татьяны Берс.
«Война и мир» — один из важнейших романов мировой литературы. Неслучайно его продолжают перечитывать и экранизировать. Мы привыкли вписывать Толстого в контекст нашей культуры, однако его влияние гораздо шире: например, своим восхищением Толстым делился Хемингуэй.