Искусство и психология

Как на нас повлияли поездки в летний лагерь?

Помните, как мы с нетерпением ждали летних каникул? Это была возможность не только отдохнуть от учебы, но и отправиться с семьей в путешествие или просто на дачу, где у многих была компания летних друзей.

Многие из нас ездили в летние лагеря, при этом воспоминания и впечатления о таких поездках всегда разные – от восторженных до драматичных. Как этот опыт повлиял на нас? Предлагаем сегодня обсудить этот вопрос.

Личный опыт

Я была в детском лагере всего дважды. Это был финский лагерь, в котором предполагалось, что дети будут учить английский язык. Конечно, мы посещали уроки под бдительным контролем вожатых, но после этого начиналось все самое интересное: мы ездили на экскурсии и в аквапарк, участвовали в соревнованиях и устраивали дискотеки. У нас просто не было времени скучать. Но так легко и весело было не всем.

Моя подруга тосковала по родителям (она даже поставила их фотографию на видное место), ей тяжело давалось общение с другими детьми и адаптация к новым условиям. Она постоянно говорила, что хочет домой. То есть несмотря на то, что условия в лагере были отличные, ей все равно было плохо. Но откуда такая разница в восприятии и опыте?

Опыт самостоятельной жизни

Условия жизни в лагере сильно отличаются от тех, к которым мы привыкли дома. Можно было обратиться за помощью к вожатым и воспитателям, но это не то же самое, что получить поддержку от родителей. В лагере четкий режим, которому необходимо следовать, а заботиться о себе приходится самостоятельно. Поэтому многим моим знакомым приходилось непросто. Некоторые даже не могли сами постирать вещи. Тогда мне это казалось странным, но сейчас я понимаю, что эти дети, скорее всего, воспитывались в гиперопеке.

В психологии существуют несколько типов неправильного воспитания, и гиперопека — один из них. Она характеризуется повышенным вниманием родителей, но не стоит путать гиперопеку с естественной заботой о ребенке. При гиперопеке родители не дают ребенку принимать решения и не учат самостоятельности, из-за чего он впоследствии испытывает огромные проблемы во взрослой жизни. Например, может так и не съехать от родителей. Кроме того, такие дети, а затем и взрослые не умеют принимать решения и склонны перекладывать ответственность за свои поступки и решения на окружающих.

Новые друзья

Как правило, в лагере встречаются дети из совершенно разных семей и городов, с разным воспитанием, характером и привычками. Кто-то даже заводил там друзей, с которыми продолжал общаться и после лагеря. Но не у всех получалось стать частью нового коллектива. Жизнь в лагере – это в любом случае стресс, просто кому-то из нас было проще адаптироваться к новым условиям, чем другим.

Стресс — это любые изменившиеся условия. Чтобы адаптация прошла максимально комфортно, необходимо иметь гибкость. Если же с адаптацией возникают сложности, то такая обстановка заставляет находиться в длительном стрессе. Наш организм не может находиться в мобилизации (это третья стадия стресса) без вреда для здоровья. Такое состояние даже может привести к психосоматическим заболеваниям.

«Испытание разлукой»

Для многих детей лагерь становится «испытанием разлукой». Как я рассказывала выше, моей подруге было сложно находиться вдали от дома. Она не испытывала проблем бытового характера, но почти каждый вечер плакала перед фотографией родителей, которую взяла с собой. Несмотря на программу, которая подразумевала множество ярких впечатлений, новые условия проживания и расставание с семьей были для нее настоящим испытанием.

Решение поехать в лагерь родители приняли без ее согласия. Это, конечно, большая ошибка. Согласитесь, было бы здорово, если бы родители спрашивали о причинах отказа! Ведь их можно обсудить, вместо того чтобы безапелляционно ставить ребенка перед фактом.

Это может быть страх долгой разлуки, страх новых условий или даже трудности с социализацией. Эти проблемы часто встречаются в подростковом возрасте. Вспомните, как вы себя тогда чувствовали. Вы уже не ребенок, но и еще не полноценный взрослый, чувства накаляются, и нет четкого понимания, что же делать.

В подростковом возрасте мы впервые сознательно сталкиваемся с возрастным кризисом, и от того, насколько качественно мы его преодолеем, зависит наша взрослая жизнь.

Отдельный мир

Для многих поездка в лагерь – это первый опыт знакомства с людьми разного социального положения, другими интересами и традициями. До этого момента мы в основном общаемся со своей семьей и одноклассниками, но лагерь помогает «расширить горизонты».

Многие не только находили в лагере новые знакомства, но и переживали первую влюбленность (у нас обычно влюблялись в мальчиков и девочек из старших отрядов). Особенно часто это случалось на дискотеках. И хорошо, если первая влюбленность проходила благополучно. Но бывало, что романтические чувства обесценивались сверстниками, и человек в таком уязвимом состоянии подвергался критике и насмешкам.

Случалось, что травлю начинали не сверстники, а вожатые, и это большая проблема лагерей. Многие из моих друзей сталкивались с вожатыми-студентами, которые не имели представления о том, как общаться с детьми и руководить ими. Для них смена в лагере была интересной опцией провести лето и подзаработать, и они вели себя совершенно некомпетентно.

Нарушение личных границ, насмешки со стороны сверстников и старших пагубно влияют на самооценку, особенно в таком уязвимом возрасте.

Чему мы научились?

Лагерь – это своеобразная «школа жизни». Какая бы благоприятная обстановка там ни была, мы попадали в новые условия, к которым должны были адаптироваться самостоятельно. В лагере нет поддержки родителей. Умение решать бытовые вопросы, постоять за себя, отстоять свою точку зрения – это только некоторые плюсы, которые мы вынесли из первого опыта такой самостоятельной жизни. Для кого-то этот опыт был травматичным, а кому-то это позволило найти новые увлечения, впервые почувствовать себя «взрослыми» и обрести друзей.

А какой опыт был у вас? Поделитесь своими историями!

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

ПСИХОЛОГИЯ ОБЗОРЫ