Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему музеи не проводят экскурсии по запасникам?

Музеи — хранилища культурного наследия. Однако, несмотря на богатство коллекций и запасников, мало кто организовывает экскурсии по запасникам. Разбираемся, почему так вышло.
Время чтения: 2 минуты.

Сложности хранения

В запасниках обычно лежат крупные, хрупкие или уникальные экспонаты, требующие специальных условий хранения. К некоторым даже ограничен доступ сотрудников — нужно поддерживать оптимальные климатические условия для сохранности образцов. Поэтому в архивах всегда работают в перчатках, а в места хранения древних фолиантов и свитков — например в библиотеку Ватикана — очень трудно попасть даже ученым.
Да и хранятся произведения искусства и артефакты совершенно не так, как в выставочных залах: в коробках, внутри сложных конструкций, защищающих от света и влаги и так далее. Сложно было бы понять, какой из сотни графических рисунков в отсеке принадлежит знаменитому художнику, а какой — его другу.

Дорогой и еще дороже

Проведение экскурсий по запасникам требует дополнительных ресурсов. Это материальные расходы на организацию новых мест хранения, расширение коллектива сотрудников (один человек не может одновременно вести экскурсию и работать с документами), усиленная охрана и т.д. Эти расходы могут оказаться не по карману музеям с ограниченным бюджетом.
В запасники некоторых музеев — например Русского музея в Санкт-Петербурге — попасть можно, туда часто приводят студентов преподаватели университетов и даже снимают кино. Но в большинстве своем даже создание частично открытого запасника требует колоссальных вложений, вплоть до перестройки здания. Поэтому в святая святых пускают только исследователей, и то не всегда — гораздо чаще им выносят предметы и документы из глубин музея в общие пространства, где можно детально осмотреть и описать предмет.
Как думаете: проще украсть картину из запасника или с выставки на глазах у всех? Получите готовое мнение от искусствоведа в видео-саммари «Величайшие кражи в искусстве». А по промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.

Нужны ли такие экскурсии?

Казалось бы, экскурсии по запасникам позволят посетителям увидеть экспонаты, которые обычно не выставляются в залах музея. Это уникальная возможность погрузиться в историю, расширить собственный культурный опыт. К тому же, запасники музеев часто содержат артефакты которые могут стать сенсацией при должном освещении в СМИ — это приведет к увеличению посещаемости музея, расширению его аудитории и улучшению финансирования исследовательских проектов.
Однако ценные и хрупкие экспонаты легко повреждаются при переноске или неправильном обращении. Экскурсии увеличат вероятность случайных повреждений, что нанесет ущерб культурному наследию. Некоторые запасники физически не могут обеспечить безопасные и комфортные условия для посещения: места для хранения мало, возможности подписать и расставить экспонаты для обзора нет. А еще многообразие не всегда равно актуальности — мелкие экспонаты вроде древних наконечников для стрел наскучат после первого десятка, а в запасах таких вещей хранится много.
Не стоит забывать, что проведение экскурсий требует финансовых вложений, которые многие музеи могут не себе позволить. Возможно, будущее принесет новые технологии и подходы, которые позволят музеям более эффективно и безопасно поделиться своими архивами и спрятанными артефактами культуры с публикой. Технически, уже сегодня есть возможность отсканировать и выложить 3D-модели интересных памятников древности в интернет, но это очень трудоемкий и не окупающийся процесс.
Люди ездят во Францию ради Лувра — чтобы взглянуть на знаменитую Мону Лизу. Но стоит ли она такого внимания? Разбираемся в статье:
Мона Лиза: шедевр или нет?
ИСКУССТВО