Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

«Кэрри» Кинга: почему главное зло здесь – это мать?

«Кэрри» (1974) – первый опубликованный роман Стивена Кинга, в котором уже видны все основные черты произведений «короля ужасов», главная из которых – обращение к сложным социальным проблемам. #АвторКириллСивков

Практически в каждой работе писатель показывает не столько сверхъестественное, сколько самого человека. Наверное, именно поэтому его романы столь популярны, ведь каждый читатель может узнать в них самого себя и свой жизненный опыт. «Кэрри» не стала исключением. История о затравленной девочке-подростке, которая мстит обидчикам, исследует важные проблемы женской телесности, сексуальности, а также школьной травли.

Как зародилась идея романа?


В возрасте двадцати лет Стивен Кинг подрабатывал уборщиком в школе, и однажды ему пришлось убирать женский туалет. Его удивило несколько вещей: во-первых, в женском туалете, в отличие от мужского, были какие-то ящики без надписей, в-вторых, душевые кабинки закрывались розовыми занавесками. Напарник будущего писателя объяснил ему, что в этих ящиках хранятся прокладки, а занавески необходимы, потому что девочки более стеснительные, чем мальчики.

Впоследствии Кинг устроился в школу учителем английского языка, и ему пришел в голову сюжет будущего романа. Картина душевых кабинок соединилась в фантазии писателя со статьей про телекинез, которую он прочитал в одном из журналов. В статье было высказано предположение, что развитие подобных сверхспособностей может быть связано с подростковым возрастом, т. е. периодом болезненной социализации, а также стремительного изменения гормонального фона с последующей трансформацией тела.

Для Кинга центральной идеей романа стала тема взросления. Писатель понимал, что сюжеты, описанные в тексте, знакомы каждому, поэтому история Кэрри сможет затронуть глубинные переживания потенциального читателя. И он не ошибся.

Создание женского образа


Написанию романа также способствовало пари Кинга с приятелем, который утверждал, будто писатель не сможет создать текст, который был бы интересен женской аудитории. Дело в том, что на тот момент Кинг публиковал короткие рассказы в мужских журналах, поэтому воспринял замечание приятеля как вызов.

Кинг решил написать текст от лица девочки-подростка, но работа застопорилась. Писатель признавался, что ему было трудно создать правдоподобную героиню, т.к. женский опыт был для него совершенно чужд. Тут его выручила супруга, которая помогла ему с тем, чтобы женские персонажи выглядели органичными. Дальше дело оставалось за малым: нужно было придумать обстоятельства, которые могли бы привести подростка к помешательству.

Как это всегда бывает в романах писателя, фантастическое и ужасное в них органично переплетаются с обычными бытовыми переживаниями. И это значимо, т.к. самое страшное – это отнюдь не мистическое переживание, а столкновение с реальностью в ее неприукрашенном виде. Так и в «Кэрри» основой того кошмара, который происходит с девочкой, становится материнское воспитание, которое строится на религиозном фанатизме.

Почему Кэрри становится монстром?


Напомним, что роман Кинга заканчивается тем, что Кэрри сжигает школу, используя свои экстрасенсорные способности, тем самым отомстив за свое унижение. После этого она приходит домой и расправляется с матерью. Но почему Кэрри, примерная дочь из религиозной семьи, вообще решается на столь ужасающую расправу?

Первая причина – это особенности воспитания. Мать запрещает Кэрри думать о чем-либо, кроме спасения души. Любое проявление телесности для нее под запретом, поэтому она даже не объясняет дочери, что будет происходить с ее организмом по мере взросления. Мать даже говорит ей, что «у хороших девочек нет груди». Логика простая: грудь – знак полового созревания, сексуальности, возможного греха. А мать стремится оградить Кэрри от всего, что может запятнать ее чистую душу.

Довольно закономерно, что Кэрри открывает в себе сверхъестественные способности: магические силы издревле приписывали женщинам, которые казались «греховными». Так в культуре отразился страх перед женской сексуальностью, которую во что бы то ни стало нужно контролировать.

Вторая причина – школьная травля. Кэрри – другая, странная, непохожая на сверстников, и они превращают ее в школьного «козла отпущения». Над девочкой открыто насмехаются и издеваются. Однако у нее появляется проблеск надежды на то, чтобы стать «нормальной», когда ее приглашают на бал. Но чуда не случается. Сказочный момент триумфа Золушки-Кэрри заканчивается ровно тогда, когда ее обливают кровью, указывая ей на ее место неудачницы и изгоя.

Последующая расправа героини над одноклассниками – результат накопленной обиды и ярости девочки-подростка, которые наконец-то находят выход. Подавленная злость превращается в неуправляемую стихию, которая сносит на своем пути всё и всех. Эта сцена воплощает собой настоящий хаос, который Кэрри едва может контролировать. Это воплощение той неуправляемой эмоциональной бури, которую переживают подростки.

Однако настоящая кульминация истории еще только впереди.

Бунт против матери


Кинг не был бы Кингом, если бы его историю можно было прочитать буквально. По сути, этот роман – метафора подросткового бунта, который вышел из-под контроля. Ключевой момент романа – это расправа Кэрри над матерью, которая всю жизнь внушала ей чувство вины за свое грехопадение и сделала все возможное, чтобы дочь не смогла стать нормальным членом сообщества их маленького провинциального городка.

Подростковый возраст – этот тот период, когда дети начинают сепарироваться от своих родителей. Мать Кэрри всячески ограничивала ее с помощью религиозных догм. Поэтому неудивительно, почему ответом на это стало пробуждение у героини способностей к телекинезу. Иными словами, Кэрри становится ведьмой, воплощением демонических сил – только так она может противостоять своей матери, верующей фанатичке. Стивен Кинг доводит бунт Кэрри до предела, отражая «принцип резинки»: чем сильнее ее натянуть, тем сильнее она ударит.

Написание романа пришлось на подъем феминистского движения в США в 1970-х гг. В «Кэрри» поднимаются сложные темы женской телесности и сексуальности, подавляемой ярости, религиозного фанатизма. Кинг показал, что необязательно выдумывать монстра: гораздо страшнее наблюдать за человеком, который загнан в угол свертсниками и семьей.

 Как вам кажется, насколько хорошо Кингу удалось передать психологию подростка? Есть ли у вас любимая книга писателя?

Как мы видим, в первом опубликованном романе Кинг обратился к проблеме взросления, подростковых комплексов и жестокости, которая стала довольно популярна в литературе XX века (вспомните «Повелитель мух» Голдинга). Изучите важнейшие темы и сюжеты на нашем курсе «История европейской литературы»!

Доступ к курсу вы получаете раз и навсегда. Смотрите в любое время!

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ

Скачивайте наше приложение: 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!


Android | iOS

Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт

ЛИТЕРАТУРА