Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Кэрри» Стивена Кинга: история создания, сюжет и скрытые смыслы романа

«Кэрри» (1974) — первый опубликованный роман Стивена Кинга, в котором прослеживаются все основные черты произведений «короля ужасов», главная из которых — обращение к социальным проблемам.

Практически в каждой работе писатель показывает не столько сверхъестественное, сколько самого человека. Наверное, именно поэтому его романы столь популярны, ведь каждый читатель может узнать в них самого себя. «Кэрри» не стала исключением. История о затравленной девочке-подростке исследует проблемы женской телесности, сексуальности, а также школьного буллинга.

Время чтения: 5 минут

Как зародилась идея романа


В возрасте 20 лет Стивен Кинг подрабатывал уборщиком в школе, и однажды ему пришлось убирать женский туалет. Его удивило несколько вещей: во-первых, там, в отличие от мужского, были какие-то ящики без надписей, во-вторых, душевые кабинки закрывались занавесками. Напарник будущего писателя объяснил ему, что в этих ящиках хранятся прокладки, а занавески необходимы, потому что девочки более стеснительные, чем мальчики.

Впоследствии Кинг устроился в школу учителем английского языка, и ему пришёл в голову сюжет будущего романа. Картина душевых кабинок соединилась в фантазии писателя со статьёй про телекинез, которую он прочитал в одном из журналов. В статье было высказано предположение, что развитие подобных сверхспособностей может быть связано с подростковым возрастом, то есть с периодом социализации и стремительным изменением гормонального фона с последующей трансформацией тела.

В центр романа Кинг поставил тему взросления. Он понимал, что она знакома каждому, а потому история Кэрри сможет затронуть глубинные переживания потенциального читателя. И он не ошибся.

Всё самое интересное о научной фантастике узнайте с нашим курсом: 


Создание женского образа


Написанию романа также способствовало пари Кинга с приятелем, который утверждал, будто писатель не сможет создать текст, который был бы интересен женской аудитории. Дело в том, что на тот момент Кинг публиковал короткие рассказы в мужских журналах, поэтому воспринял замечание приятеля как вызов.

Кинг решил написать текст от лица девочки-подростка, но работа застопорилась. Писатель признавался, что ему было трудно создать правдоподобную героиню, так как женский опыт был для него совершенно чужд. Тут его выручила супруга, которая помогла ему с тем, чтобы женские персонажи выглядели органичными. Дальше дело оставалось за малым: нужно было придумать обстоятельства, которые могли бы привести подростка к помешательству.

Самое страшное в романах Кинга — это отнюдь не мистическое, а столкновение с реальностью в её неприукрашенном виде. Так и в «Кэрри» основой кошмара становится материнское воспитание, которое строится на религиозном фанатизме.


Почему Кэрри становится монстром


Напомним, что роман Кинга заканчивается тем, что Кэрри сжигает школу, используя свои экстрасенсорные способности, тем самым отомстив за своё унижение. После этого она приходит домой и расправляется с матерью. Но почему Кэрри, примерная дочь из религиозной семьи, вообще решается на столь ужасающую расправу?

Первая причина — особенности воспитания. Мать запрещает Кэрри думать о чём-либо, кроме спасения души. Любое проявление телесности для неё под запретом, поэтому она даже не объясняет дочери, что будет происходить с её организмом по мере взросления. Мать даже говорит ей, что «у хороших девочек нет груди». Логика простая: грудь — знак полового созревания, сексуальности, возможного греха. А мать стремится оградить Кэрри от всего, что может запятнать её чистую душу.

Закономерно, что Кэрри открывает в себе сверхъестественные способности: магические силы издревле приписывали женщинам, которые казались «греховными». Так в культуре отразился страх перед женской сексуальностью, которую во что бы то ни стало нужно контролировать.

Вторая причина — школьная травля. Кэрри — другая, странная, непохожая на сверстников, поэтому становится козлом отпущения. Над девочкой открыто насмехаются и издеваются. Однако у неё появляется проблеск надежды на то, чтобы стать «нормальной», когда её приглашают на бал. Но чуда не случается. Сказочный момент триумфа Золушки-Кэрри заканчивается, когда её обливают кровью, указывая ей на её место неудачницы и изгоя.

Последующая расправа героини над одноклассниками — результат накопленной обиды и ярости девочки-подростка, которые наконец-то находят выход. Подавленная злость превращается в неуправляемую стихию, которая сносит на своем пути всё и всех.


Бунт против матери


Кинг не был бы Кингом, если бы его историю можно было прочитать буквально. По сути, этот роман — метафора подросткового бунта, который вышел из-под контроля. Ключевая сцена романа — это расправа Кэрри над матерью, которая всю жизнь внушала ей чувство вины.

Подростковый возраст — этот тот период, когда дети начинают сепарироваться. Мать Кэрри всячески ограничивала её с помощью религиозных догм. Поэтому неудивительно, почему ответом на это стало пробуждение у героини способностей к телекинезу. Иными словами, Кэрри становится ведьмой, воплощением демонических сил — только так она может противостоять матери, верующей фанатичке.

Написание романа пришлось на подъем феминистского движения в США в 1970-х годах. В «Кэрри» поднимаются сложные темы женской телесности и сексуальности, подавляемой ярости, религиозного фанатизма. Кинг показал, что необязательно выдумывать монстра: гораздо страшнее наблюдать за человеком, который загнан в угол сверстниками и семьёй.

Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье: 

Стивен Кинг — самый «страшный» писатель?

Довольно часто экранизация не до конца отражает замысел автора литературного произведения. Так произошло и с «Сиянием». О чём на самом деле этот роман, узнайте из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА