До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия «Стального алхимика»

«Стальной алхимик: Братство» — многосерийное аниме, основанное на одноименной манге. Ежегодно «Алхимик» входит в топ лучших тайтлов по версии самых разных рейтингов и изданий. В чем магия, а главное, логика мира, созданного Хирому Аракавой?

Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

«Стальной алхимик» — о чем это и что за название?

«Стальной алхимик» — история двух братьев. Эдвард и Альфонс Элрики проживают в выдуманной стране под названием Аместрис. В мире, в котором разворачиваются события аниме, существует алхимия. Помните притчи о философском камне, который якобы мог превращать свинец в золото и за которым многие годы охотились ученые? Так вот, алхимия работает по схожему принципу, единственное ограничение – равноценный обмен. Т.е. если вы хотите построить особняк, то вы должны достать все необходимые материалы (стекло, бетон и др.) в нужном количестве, вывести правильную формулу и готово! Почти магия.
Эдвард и Альфонс — юные алхимики, столкнувшиеся со смертью любимой мамы. Тогда братья решают преступить один из главных законов алхимии и попытаться воскресить человека. Разумеется, ничего не выходит, и Элрики платят жестокую цену за свою самонадеянность: Эдвард теряет ногу, а Альфонс и вовсе умирает. Эдвард проводит повторный обмен, чтобы вернуть хоть что-то от брата, и лишается еще и руки. Душа Альфонса возвращается к брату, но без тела, поэтому Эдвард запечатывает ее в старых доспехах, чтобы брат мог общаться с ним. Братья отправляются искать философский камень (да, тот самый), чтобы с его помощью вернуть Альфонсу его тело, а Эдварду — руку и ногу.
Стальной алхимик — прозвище Эдварда в армии, куда он вступает, чтобы использовать ее ресурсы для поисков камня.

Исторические аллюзии

Мир Хирому Аракавы — не просто страны со случайными названиями, а продуманная аллюзия на наш мир в ХХ веке. Аместрис, родная страна Элриков, – милитаризированное государство, находящееся либо в состоянии войны, либо в процессе подготовки к ней. Аместрис — аллюзия на нацистскую Германию, где во главе любых процессов стоит армия.
В истории Аместриса есть и геноцид — зачистка народа Ишвара. Во время кровавой резни большая часть страны была уничтожена, и теперь ишварцы проживают преимущественно в изолированных поселениях, а внутри Аместриса они сильно ограничены в гражданских правах и постоянно сталкиваются с ксенофобией. Культурный и этнический конфликт — один из двигателей сюжета и способ раскрытия персонажей и их мотивации.
В мире Аракавы есть и отсылки к СССР и Китаю тех лет, но важно понимать, что «Стальной алхимик» — это не доподлинная реконструкция хода Второй мировой войны, а только наглядная история о том, к чему приводит культ насилия и тотальная милитаризация страны.

Бог есть?

Классические идеи и понятия мировой философии влияют непосредственно на сюжет «Алхимика». В центре истории стоит эпистемология — наука об истине и ее поиске. Братья Элрики — правдоискатели, которых интересует не столько физическая оболочка философского камня, сколько его суть, заложенное в нем знание. Истина в этой вселенной — не абстрактная мотивация, а непосредственно герой истории. На месте этого существа верующие могут представить Бога, а атеисты — формулу мироздания, но так или иначе именно Истина управляет жизнью героев. Эдвард Элрик предстает в этой истории классическим богоборцем, но, столкнувшись с Истиной и заплатив за собственное тщеславие, он не обращается в веру, а наоборот, ищет способ побороть законы вселенной.
Важной частью истории является нравственный облик героев. Элриков можно обвинить во многом (тщеславии, эгоизме, отрицании Бога), но оба брата — однозначно положительные герои именно благодаря заложенном в них гуманизме. Какой бы выбор ни стоял перед ними, они никогда не пожертвуют человеческой жизнью ради собственной цели. И это в милитаризированном государстве и с учетом того, что Эдвард Элрик официально служит в армии.
В «Стальном алхимике» нашлось место не только для гуманистических и религиозных идей, но и конкретных учений. Важным вопросом является проблема неделимости человеческой души и тела. Но Эдвард Элрик смог обойти этот закон — он вернул душу своего брата после фактической смерти, но за неимением тела привязал ее к неживому объекту — доспехам. Сама ситуация олицетворяет учение Рене Декарта, который утверждал, что тело и душа — отдельные сущности.
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ