Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Много шума из ничего: разбор сериала «Содержанки»

Автор Анна Макарова
Жизнь «богатых и успешных» — одна из тех историй, которую кинематографисты рассказывают нам с завидной регулярностью. Но можно ли заинтересовать сегодняшнего зрителя еще одним рассказом о светской Москве и ее обитателях?

Что-то на богатом


Сериал «Содержанки» вышел в 2019 г. и позиционировался как смелый, провокационный проект. Режиссером первого сезона (а в дальнейшем — шоураннером всего сериала) выступил Константин Богомолов, известный своими скандальными театральными постановками. Как говорила продюсер «Содержанок» Ирина Сосновая, Богомолову дали практически полную финансовую и творческую свободу.

Московская премьера «Содержанок» выглядела как один из его эпизодов: закрытая вечеринка в Доме литераторов, собравшая весь столичный бомонд. Казалось, первыми зрителями сериала стали его герои.

Потом сериал вышел на стриминговом сервисе START и быстро превратился 
во флагман платформы, в три раза увеличив количество ее подписчиков, 
а в конце 2019 г. проект купил Amazon Prime. Оказалось, что зрители совсем 
не прочь еще раз заглянуть в модные столичные клубы и гостиные фешенебельных особняков.

Много шума из ничего: разбор сериала «Содержанки»

В Москву, в Москву, в Москву!


«Содержанки» отталкиваются от истории «Золушки», переехавшей 
в Москву, которая на российском ТВ уже стала архетипичной.

Раньше героиней этой сказки была наивная девушка, которая находит своего «принца» с московской недвижимостью. Теперь это Дарья Смирнова — расчетливая приспособленка, которая умеет выгодно использовать маску «наивной простушки».

Другая героиня, следовательница Лена Широкова, попадает в эпицентр красивой московской жизни случайно. Но в итоге все персонажи начинают стремиться к власти, большим деньгам и неограниченным возможностям. Мотивации у них могут быть разными, но цель одна. Зрителя погружают 

в лицемерный и опасный мир, где все «ходят по головам» и готовы на все ради собственной выгоды.

Много шума из ничего: разбор сериала «Содержанки»

Рыбки в аквариуме


Юрий Мороз, режиссер-постановщик третьего сезона «Содержанок», придумал довольно простую метафору, о которой рассказал журналистам.

Персонажи сериала живут «в аквариуме», т. е. в некоем ограниченном, закрытом мире, в котором существуют свои правила. В этом аквариуме, конечно, есть опасные «крупные рыбы», а есть красивые, но крохотные 
и беззащитные. Закон в том, что «большие поедают маленьких». По сути, именно за этим мы следим от сезона к сезону.

Проблема в том, что «аквариум» вышел слишком стерильным. Проект снимался в настоящих коттеджах и в самых дорогих клубах и ресторанах Москвы. Это дало «дорогую картинку», но не добавило жизни.

Духовная пустота подавляющего большинства скучающих персонажей, 
у которых всё есть, всячески подчеркивается и кажется едва ли не главным посылом авторов. Но история про «неживых» героев оказалась такой же мертвой.

Анализируйте развитие персонажей и бросайте проходной сериал после первой серии после наших  курсов для тех, кто хочет вести блог о кино. Смотрите эти и 250 курсов по 30 напарвленяим, оформив нашу образовательную подписку!

Оживить сериал были призваны, в частности, эротические сцены.Подобных эпизодов достаточно уже в первой серии, и сперва они действительно сюжетно оправданы. Но постепенно создатели заигрались и ушли в провокацию ради провокации.

Когда сериал называют «эротическим триллером», он автоматически привлекает больше интереса. Однако сцены секса, которые никак не влияют 
на сюжет и служат только для «поддержания статуса», — это, пожалуй, слишком грубый прием.

Много шума из ничего: разбор сериала «Содержанки»

Феминизм или сексизм?


Дарья Жук, постановщица второго сезона «Содержанок», однажды решила проверить проект с помощью теста Бекдел.

Это тест на гендерную предвзятость в художественном произведении: фильм, сериал, комикс и т. д. проходит его, если в нем есть хотя бы два женских персонажа, названных по именам, которые хотя бы раз говорят друг с другом 
не о мужчинах.

С этой довольно условной позиции «Содержанки» парадоксально оказываются «феминистическим» проектом, как считает Жук.

В сериале действительно много женских персонажей с разными жизненными взглядами и принципами: содержанки из проекта Богомолова выглядят более сложными и самодостаточными личностями, 
чем бесконечные жены и невесты из сериалов федерального ТВ.

Однако свою жизнь они все равно строят вокруг сильного и властного мужчины, такого, как Глеб Ольховский — герой Владимира Мишукова.

Много шума из ничего: разбор сериала «Содержанки»

Кто здесь содержанка?


По-настоящему любопытная мысль, которую несет сериал, заключается в том, что «содержанками», по сути, являются все.

Героиня хочет богатого спонсора, богатый спонсор зависит от влиятельного зятя, тот — от еще более значительного лица, и всему этому нет конца. Зрителям показывается целая выстроенная система содержанства с внутренней иерархией. Получается, что «Содержанки» — это в первую очередь не про богатых и циничных, а про зависимость в самом широком смысле этого слова.

Сериал выглядит интересным экспериментом, но все же не кажется настоящим «событием» и «явлением» в отечественной индустрии. Возможно, современного зрителя уже не так просто «купить» откровенными сценами и сказками 
о красивой жизни.

💬 А вы смотрели «Содержанок»? Какие у вас впечатления 
от сериала? Пишите в комментариях под постом!

Научитесь отличать проходные сериалы от шедевров на наших  курсах для тех, кто хочет вести блог о кино.