Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Дюна» Вильнева все-таки удалась?


Автор Елизавета Фандорина 

За воплощение истории о Поле Атрейдесе когда-то брался Алехандро Ходоровски, затем в попытке создать смелый и сюрреалистический фильм безуспешно сражался с продюсерами Дэвид Линч. Однако итог не понравился ни фанатам, ни обычным зрителям. А о европейском мини-сериале Джона Харрисона вообще мало кто слышал.

Сложный сюжет, малознакомый для европейцев культурный фундамент и культовый статус сделали «Дюну» одним из самых сложных для Голливуда проектом: он требовал огромных вложений и амбициозного режиссера-визионера, способного воплотить на экране грандиозный мир Фрэнка Герберта.

Давайте разберемся, получилось ли у Дени Вильнева, прославившегося совмещением фантастики и авторского кино, воплотить в жизнь мир «Дюны»?


Кратко о сюжете
«Дюну» пересказать очень сложно: это сложное хитросплетение культурных кодов, анализ проблем ХХ века и политические интриги, которым может позавидовать даже «Игра престолов».

Главный герой – молодой аристократ Пол, наследник могущественного рода Атрейдесов (уже здесь скрывается намек на грядущую катастрофу, ведь Атрей – микенский царь с трагической судьбой из «Илиады» и «Одиссеи»).

Миром правит император, которому подчиняются галактики и планеты. Одна из них – покрытая пустынями планета Арракис, песчаные бури которой уничтожают даже металл. Добавим к этому высокую температуру, почти полное отсутствие растительности и воды – выжить на Арракисе почти невозможно.

Кроме того, здесь в песках живут Шаи-Хулуды – гигантские черви, питающиеся всем, что движется. Продуктом их жизнедеятельности становится меланж (специя) – вещество, которое расширяет возможности человека. Например, именно благодаря специи в мире «Дюны» можно путешествовать по космосу.

Империя превращает Арракис в свою колонию, из которой выкачивают самое ценное вещество во вселенной. С имперскими солдатами борются фримены – похожий на бедуинов народ, познавший силу пустыни и поклоняющийся песчаным червям.

Именно сюда на смену Харконненам, которые 80 лет занимались добычей специи и угнетением фрименов, отправляют дом Атрейдесов. Герцогу Атрейдесу, отцу Пола, понятно, что это интрига императора, который хочет уменьшить влияние его дома и столкнуть его с алчными Харконненами.

У Пола тоже все непросто. 15-летнего подростка тяготит наследование титула отца, а также влияние его матери. Джессика – последовательница Бене Гессерит, ордена, который является теневым правительством империи. Она готовит из него Квизац Хадераха – избранного, который должен изменить мир. Орден уже давно распространил легенды о нем на Арракисе, и здесь Пол должен встретить свою судьбу.

Так выглядит начало фильма, и это лишь пролог к многотомному циклу Фрэнка Герберта. Перед режиссером стояла сложная задача: рассказать об этом мире зрителю и не запутать его. Вильнев аккуратно вводит нас в новую вселенную, и нужно признать: прием, когда мы вместе с главным героем узнаем новый мир, еще никогда не был воплощен на экране так естественно.

Неторопливость
Режиссер «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» покорил зрителей своей способностью превратить любую историю в эпическое полотно. Лучшего материала, чем «Дюна», ему было не найти, к тому же он сам давний фанат этого мира.

Фильм Вильнева многие ругают за размеренность и неторопливость. Грандиозные виды пустыни Арракиса занимают едва ли не столько же времени, сколько политические интриги, а сцены сражений – еще меньше. Однако Вильнёв не пытался создать новую «Игру Престолов». Его цель – передать дух оригинала.

Тревожный, застывший и пугающе красивый мир, балансирующий между средневековыми традициями и покорением космоса, живет в непривычных европейцу категориях. Это мир, который отказался от компьютеров и пошел по иному пути развития: здесь религия, ментальные способности и традиции значат куда больше, чем технический прогресс.

Важные темы
В фильме легко считывается и экологическая, и феминистская повестка: вспомним, к примеру, желание озеленить Арракис, а также тайный женский орден Бене Гессерит. Говорится здесь и о проблеме колониализма: до Атрейдесов, пытающихся найти компромисс с местными, планетой правили Харконнены, которые видели в Арракисе лишь источник специи.

Вильнев методично готовит нас к страшному будущему этой вселенной: жестокость порождает лишь жестокость, и фримены во главе с потерявшим все Полом готовятся к войне. Мы видим, как герой, не стремившийся к власти и силе, вынужден идти по пути насилия, а фундаментом его могущества станет новая религия.

Режиссер не скупится на детали: каждый элемент в фильме символичен, поэтому нам дают время, чтобы разглядеть все детали (воду на родной планете Пола, фигурку в его комнате, перстень отца и т.д.).

Удалась ли экранизация?
Вся военная мощь империи и величие дома Атрейдесов сняты нарочито просто, потому что главным героем, наравне с хрупкой фигурой Пола, является сама планета. Это также передается через специфичные планы: Вильнев любит помещать героев в гигантские пространства, подчеркивающие их изоляцию и незначительность. А грядущая битва людей – воинов великих домов и фрименов – ничто перед мощью бури, которая навсегда свяжет Пола и Арракис.

Актерский состав сначала вызвал у фанатов сомнение, но Тимоти Шаламе не только идеально соответствует описанию Пола в книге (темноволосый юноша, который выглядит младше своих лет), но и безупречно играет героя, который не волен выбирать свою судьбу, а впоследствии и вовсе почти потеряет человеческую сущность.

Дени Вильнев бережно переносит на экран книжные образы, и этот фильм соответствует духу «Дюны» куда больше предыдущих. Таинственный орден из женщин, тайно управляющих империей с помощью религиозных культов и интриг, выглядит действительно пугающим, а все эпизоды с домом Харконненов балансируют на грани отталкивающего и одновременно прекрасного.

Экранизацию можно считать почти идеальной: первая книга Герберта тоже оставляет читателя в неведении о том, почему цивилизация, способная на полеты, выглядит такой отсталой, и не спешит раскрывать всех героев. Мы открывает этот мир вместе с Полом: все ответы остаются в видениях и снах с таинственной девушкой из фрименов. Здесь таится один из минусов: Чани (героиня Зендеи) не успевает толком проявить себя, и фильм обрывается на первой трети романа.

Но фильм и не ставит перед собой задачу рассказать все: уместить материал, которого хватит на несколько сезонов сериала, в 2,5 часа без потери качества почти невозможно. Дени Вильнев знакомит нас с величественным миром, оставляет героя перед моментом его перерождения и готовит нас к войне за Квизац Хадераха – мессию, которым становится Пол. Это смелое решение: будем надеяться, что фильм окупится, и мы все-таки увидим продолжение. Очень хочется погрузиться в этот мир еще раз.

А какое впечатление этот фильм произвел на вас? Знакомы ли вы с первоисточником?


Мир «Дюны» во многом основан на верованиях арабского мира: многие религиозные идеи и мотивы заимствованы Гербертом из рукописей историка XIV века Ибн Халдуна. Ислам – одна из самых загадочных религий, вокруг которой существует много мифов. Чтобы разобраться в основных идеях и течениях, мы советуем курс «История религий»:

История и особенности всех мировых религий
6 блоков по 2 часа
Смотрите в любое время на любом устройстве
Доступ навсегда

Переходите по ссылке

КИНЕМАТОГРАФ