Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему в школе неправильно преподают литературу

Проблема преподавания литературы в школе никогда не теряет своей актуальности. Перед учениками, студентами, родителями да и самими учителями встает ряд вопросов: как сделать так, чтобы в цифровую эпоху чтение снова стало популярным? Как заинтересовать ребенка той литературой, которая писалась 100, 200 лет назад? Стоит ли вообще преподавать литературу в школе, или она должна стать факультативным предметом?

Спорным остается вопрос и про ЕГЭ. Этот экзамен кажется неприменимым к предмету, который нельзя понимать однозначно. Обучение же часто сводится не к живому диалогу на полемичные темы, а к банальному «натаскиванию» на сдачу экзамена. В любом случае у многих после школьных уроков литературы остается неприятный осадок. Предлагаем поразмышлять над тем, что не так с преподаванием литературы в школе.

Время чтения: 4 минуты 

Почему литература


Мы так привыкли к тому, что литература входит в школьную программу, что даже не задаемся вопросом о том, а почему именно она. Почему не кинематограф, который в своих лучших проявлениях не хуже качественного литературного текста? Например, можно сопоставить фильмы Андрея Тарковского и романы Достоевского. Более того, современный школьник гораздо лучше реагирует на видео, чем на текст.

Конечно, сразу возникает мысль, что такой подход приведёт к интеллектуальной деградации, дети разучатся думать  и четко формулировать мысли. Но здесь опять же все зависит от фигуры преподавателя и от той формы проверки знаний, которая будет принята на таких уроках.

Не отчаивайтесь, если вам в школе не повезло с уроками литературы. Полюбить литературу всем сердцем сможет каждый с нашей готовой программой курсов!

После просмотра фильма можно так же полноценно дискутировать, так же писать сочинения. Вовлеченность школьника может стать даже больше, чем после прочтения того или иного текста двухсотлетней давности.

Ещё одной проблемой является то, что литература в школе уже давно стала скучной повинностью. Чтение классики для большинства учеников оправдано только тем, что за непрочитанную книгу их ждет неминуемое наказание. От подобного подхода могли бы избавить именно факультативы, на которые ходили бы только заинтересованные и вовлечённые ученики, а у педагога было бы больше свободы в выборе материала.

Учитель литературы — кто он(а)?


Среди других предметов литература занимает особенное место, так как одно и то же произведение никогда нельзя понять однозначно. Здесь крайне важна фигура преподавателя. Педагог должен быть думающим человеком, который имеет свою позицию, для которого текст — это не набор литературных приемов, штампов, а живой процесс.

Безусловно, формальная сторона в преподавании литературы тоже важна. Когда ученик понимает, как именно сделан текст, он может глубже понять и скрытые смыслы произведения. Но структура — это ещё не все. Литература — это пространство для дискуссий, мнений, которые могут кардинально отличаться друг от друга.

Думается, что учеников привлекает именно возможность высказаться. Особенно это касается старшеклассников, которые только формируют своё мировоззрение и которые очень чувствительны к разного рода фальши. А именно эту фальшь им и преподносят под видом литературы. Часто бывает так, что педагог говорит заученные фразы, не призывает вдуматься в написанное, а просто повторяет все то, что диктует ему учебная программа.

Все эти проблемы обостряет финальное тестирование, которое ждёт в конце одиннадцатого класса. Если при живом общении с учителем ученик ещё может показать свой кругозор и вовлеченность в анализ текста, то при сдаче единого экзамена он должен выдавать клишированные ответы. Конечно, можно возразить, что правила ЕГЭ не запрещают аргументированно высказывать своё мнение, но кажется, мало кто захочет рисковать баллами, споря с общепринятой трактовкой, скажем, «Евгения Онегина».

Выбор литературы


Ещё одной проблемой школьного образования является подбор литературы. Изучение «Тараса Бульбы» в седьмом классе воспринималось многими с ужасом. Дело не только в том, что события, описанные в этой повести, не очень волнуют современного школьника, но и в тех языковых трудностях, с которыми он сталкивается, открыв произведение. Буквально на первой же странице можно встретить множество непонятных слов: «подрясник», «бурса», «дюжий». 

Конечно, чтение литературы, помимо всего прочего, позволяет пополнить словарный запас, но этот процесс должен быть ещё и увлекательным. Если из школы будут выходить люди, которые никогда в жизни не захотят читать художественную литературу, то это будет означать, что система образования не выполняет свою работу. Литература в школе должна вдохновлять на чтение, а не отвращать от него.

В программе должна быть и та литература, которая понятна современному ребёнку или подростку, для восприятия которой ему не требуется проводник. Сейчас есть множество книг, главными героями которых являются именно подростки.

Существуют книг о проблемах, с которыми неизбежно сталкивается взрослеющий человек. Через них педагог может обсудить с подростком волнующие и болезненные темы: социализацию, сексуальность, зависимость, насилие, инвалидность. Ребёнок может идентифицировать себя с героем произведения, включиться в сложный, противоречивый, но такой важный диалог.

Современные книги, которые стоит обсуждать со школьниками:

  • Мариам Петросян «Дом, в котором…»
  • Джон Грин «Виноваты звёзды»
  • Роланд Смит «Пик»
  • Джонатан Сафран Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
  • Джефф Кинни «Дневник слабака»

Понравилась статья?
Читайте ещё о литературе здесь.

Хотите узнать, что ещё не так с литературой в школе? Слушайте подкаст нашего проекта об этом: 


Правое полушарие Интроверта
ЛИТЕРАТУРА