Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Великий Гэтсби» 2013 г. – лучшая экранизация романа?

В 2013 году на экраны кинотеатров вышел фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» – экранизация классического американского романа Фицджеральда. Фильм сразу разделил зрителей и критиков на два непримиримых лагеря. Многие посчитали, что излишний 3D-блеск портит картину, но могу поспорить, что выбор такого визуального решения продиктован тем, что Лурман отлично понимает время, о котором он снял свою картину. Режиссер сумел осовременить великий роман, но при этом сохранил все главные перипетии сюжета без дословного следования тексту. Так почему «Великий Гэтсби» База Лурмана – лучшая экранизация этого романа?   
           
Автор: Елизавета Фандорина

Кто такой Гэтсби?


Роман «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда был опубликован в 1925 году, и уже на следующий год вышла одноименная постановка на Бродвее и первая экранизация. Однако слава книги быстро померкла и вернулась лишь в годы Второй мировой, когда на фронт отправили 150 000 экземпляров романа. К концу ХХ века он вошел в список англоязычной классики.

Ник Каррауэй, главный герой романа, приезжает в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру в мире финансов. Он снимает скромный домик на Лонг-Айленде, где его соседом оказывается таинственный Гэтсби, который устраивает невероятно роскошные вечеринки даже по меркам местных богачей. С другой стороны залива живет троюродная сестра Ника Дейзи со своим мужем Томом. Ник оказывается втянут в любовные перипетии, ведь оказывается, что Гэтсби когда-то был влюблен в Дейзи, и, наконец-то разбогатев, хочет добиться ее.

Трагическая история любви и обмана в декорациях блестящих 20-х экранизировалась 5 раз, и кажется, что только Лурману удалось снять не просто камерную историю, а вынести приговор целой эпохе.


Другие экранизации


Первая экранизация 1926 года, пусть и привлекла зрителей, не понравилась самому автору – известно, что сам Фицджеральд вместе с женой ушли с фильма, не дождавшись финала. Послевоенная популярность романа подарила нам фильм Эллиота Наджента 1949 г., который переосмыслил историю в духе нуара. Темное прошлое Гэтсби (в исполнении Алана Лэдда) раскрывается с самого начала, а акценты делаются именно на криминальной части романа. Дейзи становится здесь femme fatale, которая губит Гэтсби.

Самой близкой к тексту версией оказался скромная телепостановка 2000 года с Полом Раддом в роли Ника.


Тем не менее она не смогла превзойти адаптацию Джека Клейтона 1974 г. с Миа Фэрроу и Робертом Редфордом.

Снятый с голливудским размахом, фильм сосредоточился на внутренних переживаниях героев. Вся картина пронизана тоской Гэтсби по своей девушке-мечте Дейзи. В нем не было никаких «ревущих двадцатых», лишь напоминание о том, что юность и первую любовь вернуть невозможно. Интересно, что в момент выхода картину Джека Клейтона обсуждали и осуждали так же активно, как работу Лурмана в 2013 году. Но это не помешало ей стать признанной классикой на долгие годы. 


Баз Лурман и экономический кризис


Любитель пышных и ярких постановок («Мулен Руж»), переосмысления классики («Ромео+Джульетта») и иронии над классическим Голливудом («Австралия»), Баз Лурман как будто всю свою карьеру шел к «Великому Гэтсби». Он задумался над экранизацией романа, когда путешествовал поездом по Транссибу в разгар мирового экономического кризиса в 2008 г. Наблюдая за суровыми сибирскими пейзажами, он размышлял о русских олигархах и безумной роскоши 2000-х, которой близится к своему закату.

Может быть, именно поэтому его версия романа Фицджеральда рассказывает нам не только о Гэтсби и Дейзи, но и выступает критикой современного общества потребления, которая спроецирована на прошлое. Поэтому неудивительно, что в фильме наряду с Гершвином звучат песни Ланы Дель Рей, Jay-Z, Бейонсе, а китчевый Нью-Йорк 1920-х похож на вечную вечеринку.


Новое прочтение


Лурман обновил взгляд на классику не только с помощью музыкальных номеров и перевода в формат 3D. Режиссеру удалось невероятное: не делая столь явные акценты на психологическом состоянии героя, он с помощью деталей сообщает нам о внутренних переживаниях персонажей и разбрасывает повсюду отсылки к оригинальному тексту. Впервые мы видим Дейзи сквозь занавески, которые колышет ветер – в этом вся её героиня, эфемерная мечта Гэтсби, который придумал себе девушку-грезу, которая не имеет ничего общего с настоящей Дейзи.

Лурман вообще мало изменил главных героев: так, Ник вспоминает историю Гэтсби из клиники, где лечится от алкоголизма (еще один приговор Лурмана современникам). Герой Тоби Магуайра остается без любовной линии и оказывается отстраненным от всех страстей: вместе со зрителем он лишь наблюдает за разворачивающейся на экране драмой.

Гэтсби из почти романтического героя, который сумел исполнить американскую мечту (пусть и не самым честным путем) и сохранил чистоту сердца, превратился в мужчину, потерявшего себя в слепой погоне за мечтой. Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо, конечно, не обладает магнетической улыбкой Роберта Редфорда, но при этом очаровывает своим затуманенным мечтами взглядом.


Сам Фицджеральд иронично относился к своему герою: первая редакция романа называлась «Трималхион» – в честь героя «Сатирикона» Петрония Арбитра, освободившегося раба, желающего получить признание в высшем обществе и закатывающего пиры столько же огромные, сколько безвкусные и пошлые.

Ди Каприо с детской непосредственностью играет персонажа, который потерял всю свою былую таинственность, как только сумел оказаться ближе к Дейзи. Их первая встреча проходит среди цветов, словно в сказочном саду, потому что Дейзи для него – воплощение всех его фантазий, и сама идея быть вместе с ней как будто ставит точку в его долгом пути в мир высшего общества.

Кэри Маллиган превратила Дейзи в потерянную, инфантильную и нерешительную девушку. Она не светская львица, как в предыдущих экранизациях, а безответственная и наивная девушка, которая не задумывается о последствиях своих действий.


Прошлое


«Нельзя повторить прошлое», – пишет Фицджеральд, и Лурман это прекрасно понимает. Поэтому он рассказывает нам о современности, и эпоха джаза сменяется хип-хоп ритмами. История ревущих двадцатых оказывается созвучной началу XXI века. И это правильно, ведь писатель не романтизировал своих современников, в отличии от нас: его Дейзи поверхностная и безответственная, Том агрессивный и безнравственный, а Гэтсби, пусть и следовал идеалу, тем не менее пришел к своему богатству нечестным путем.

Чтобы зритель не успел очароваться роскошными вечеринками 20-х, которые были пиром перед «чумой» Великой депрессии 30-х, режиссер постоянно намекает нам: наши 2000-е ничем не лучше, а вопросы морали за почти сто лет совсем не изменились. Кроме того, мы так и не научились противостоять обществу потребления, а американская мечта, которой так упорно следовал Гэтсби, не стала менее привлекательной.

Баз Лурман сумел вдохнуть новую жизнь в классическое произведение – с шумом, блестками и 3D. Как большой любитель классического Голливуда, он понимает, что не стоит бояться нововведений. Тем более что за яркими декорациями и фейерверками он сумел не потерять главную мысль оригинала: не стоит слишком сильно предаваться мечтам и вестись на красивую картинку. Поэтому Лурман создаёт фильм, где мы вместе с главными героями стараемся не потеряться в блеске подтанцовки и дамских украшений, чтобы не упустить из виду самое главное.



Курс «Полная история кино: от Чаплина до Спилберга» поможет вам глубже разобраться в кинематографе и найти другие примеры талантливых экранизаций культовых литературных произведений.  

Вы можете уже начать его смотреть, оформив подписку на сайте ArtForIntrovert. Подписка даст вам доступ еще к более чем 200 курсам по 15 направлениям. Первые 7 дней доступа будут стоить всего 1 рубль, далее — 499 рублей в месяц.

Оформить подписку вы можете здесь 


Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт  

КИНЕМАТОГРАФ