Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кого называют «потерянным поколением»?

Духовный кризис, вызванный мировыми событиями и масштабными социальными и культурными изменениями в обществе — основная проблема, вокруг которой развиваются события книг авторов этой эпохи. Разбираемся, кого причисляют к «потерянному поколению» и при чем тут травма.
Время чтения: 3 минуты.

Что это за поколение?

Хэмингуэй выбрал в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце» фразу, которую приписал Гертруде Стайн: «Все вы — потерянное поколение». Цитата разошлась и и превратилась в обозначение родившегося до Первой мировой войны поколения. Приблизительно это родившиеся в промежутке между 1880 и 1900 годами, но некоторые историки добавляют еще около 20 лет — выросшие во время военных действий дети быстро избавились от любых иллюзий и тоже получили травматичные воспоминания, с которыми приходилось бороться всю жизнь.
Схема поколений, принятая в западном мире. «Потерянное» — зеленое, которое пережило четыре войны и Великую депрессию.
После промышленной революции открылось окно возможностей: проще стало учиться, появились совершенно новые типы работы, средства массовой информации распространяли новости быстрее, чем когда-либо. Но все это развитие технологий и эволюция общественных отношений омрачилось войной. Первая мировая — масштабный военный конфликт с тяжелыми последствиями, который часто рассматривается исследователями (да и самими выжившими и вернувшимися на родину людьми) как определяющий момент жизни рассматриваемой возрастной группы. После подписания мирных договоров действительно не стало лучше: оказалось, что вокруг — нестабильная политическая и экономическая обстановка, эпидемии и долгое восстановление руин. Это наложило отпечаток на свидетелей событий.

О чем пишут авторы этого периода?

Война повлияла на ценности и желания «потерянного поколения». Часто авторы ищут в литературе способ побега от реальности, ищут ускользающий смысл жизни и изливают внутреннее чувство беспомощности перед быстро меняющимся миром на страницы книг. Эта попытка пережить травму — вне зависимости от политических мировоззрений на момент начала войны — объединяет Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка, Паунда, Стейнбека и других писателей начала 20 века.
Герои Ремарка топят эмоции и потери в алкоголе, страдают от посттравматических расстройств, боятся одиночества. В романе «На западном фронте без перемен» он без приукрас описывает реальность молодого, только что призванного немецкого солдата Пауля. Ремарк показывает ужасы войны, гибель целого поколения одноклассников и друзей центрального персонажа. Но важнее всего контраст: Пауль не понимает, за что и почему они все сражаются и не хочет говорить о войне ни с отцом, ни с другими знакомыми.
Эрих Мария Ремарк
Иначе описывает «потерянное поколение» Фицджеральд. Он назвал период между Первой мировой войной и Великой Депрессией «веком джаза». В романах и рассказах писатель пытался нащупать, куда молодым людям, ставшим свидетелями социальных потрясений, теперь идти и что им остается делать. В «Великом Гэтсби» писатель исследует жизнь высшего общества, демонстрируя пустоту богатства и разочарование в идеалах так называемой «американской мечты». После эти темы подхватили и трансформировали битники.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Важная веха литературы

Без «потерянного поколения» сложно осмыслять нарративы о психологической травме. Эти писатели не были первыми, кто показывал депрессию и отчаяние после катастроф, но именно с них исследователи начали погружаться в trauma studies, исследования того, как говорят (или о чем умалчивают) свидетели Холокоста, войн, революций и других исторических событий. Это междисциплинарная область, которая собирает в себе психологию, антропологию, культурологию, историю и — в нашем контексте — литературоведение.
Как мы уже упоминали, после Хемингуэя и Ремарка пришли битники — Керуак, Гинзберг, Берроуз и другие. Их герои тоже пытались найти смысл жизни, но их травмы проявлялись иначе: вместо выстраивания рутины среди послевоенной разрухи они пытались понять, можно ли отказаться от «американской мечты» и зеленой лужайки с домом и типичной семьей, чтобы жить согласно личным желаниям и порывам, путешествуя и заново открывая мир.
Скоро экзамен по литературе, а вы прогуляли все лекции и теперь спрашиваете конспекты у однокурсников? Получите готовые билеты в саммари «Тайны великих писателей: любовь, ссоры, болезни». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Не хотели молчать и известнейшие писательницы Викторианской эпохи. Рассказываем, как сёстры Бронте разрушали стереотипы вокруг женского письма:
Кто писал викторианскую прозу: сёстры Бронте
ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ