Искусство и психология

Почему современное русское кино о войне такое плохое?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина


Великая Отечественная война – одна из самых важных тем в нашей культуре, однако российские режиссеры почти не радуют нас военными фильмами, которые бы в равной степени нравились как зрителям, так и критикам. Особенно это бросается в глаза при сравнении с советским кино, которое было оценено не только внутри страны, но и мировой общественностью.


Так в чем проблема наших фильмов о Великой войне?


Советское кино

Конечно, помимо великолепных «Иди и смотри», «Летят журавли», «Иваново детство», «20 дней без войны», «Иди и смотри» и других шедевров, снималось множество проходных картин, о которых никто сейчас не вспоминает. Это нормальный процесс, который присущ любому искусству.


В СССР не сразу появилось великое военное кино. В 40-е гг. снималось немало совершенно конъюнктурного кино: например, знаменитый фильм Чиаурели «Падение Берлина». Двухсерийная эпопея заканчивается тем, что после водружения флага над Рейхстагом рядом с ним приземляется самолет, из которого выходит Сталин в белоснежном костюме.


И только в 50-е и 60-е гг. кино смещает акцент с идеи подвига любой ценой и восхваления вождя на непростую судьбу человека, попавшего в горнило войны. Попытка остаться человеком даже в такое сложное время, обыденность ужасов войны – именно эти идеи становятся фундаментом советского военного кино.


Например, по сюжету «Иванова детства» детство 12-летнего Ивана закончилось после того, как его семью убивают нацисты. Одержимый яростью, он становится разведчиком. Только в снах он возвращается в детство, и оттого тем сильнее контраст между военными буднями и воспоминаниями о прошлом.


Смена поколений

Многие из режиссеров, сценаристов и актеров советского военного кино побывали на фронте. Они воплотили свой опыт на экране, пусть и умалчивая о некоторых моментах, и до сих пор эти фильмы поражают своей искренностью и неподдельной горечью.

Так, Юрий Никулин, знакомый всем по комедийным ролям, прошел войну и был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». И затем снялся в образцовых военных фильмах.


Те работники киноиндустрии, кто не застал войну, всегда могли обратиться к её очевидцам. Сейчас можно опираться только на книги и мемуары, живых свидетелей становится все меньше. Поэтому создатели военного кино часто превращают своих героев в картонных персонажей, в которых нет ни искренности, ни правды жизни.


Блокбастеры

Советское кино на военную тему не было ограничено в ресурсах. Только с помощью государственной поддержки могли быть созданы киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и «Сталинград». Однако в современных условиях помощь государства в кино избирательна, и законы рынка никуда не денешь. Поэтому, чтобы привлечь зрителя, снимают зрелищные блокбастеры, которые исправно собирают кассу. Но блокбастеры как жанр имеют свою историю и свои приемы изображения войны, которые плохо сочетаются с нашим культурным кодом.


Именно поэтому проваливаются и современные ремейки советского кино о войне: старые фильмы нельзя перекроить по законам современного проката. Пример – «А зори здесь тихие» 1972 г., чей ремейк появился в 2015 г.


К сожалению, камерные картины вроде «Иванова детства» и «Летят журавли» вряд ли окупят затраты на производство: как и любое историческое кино, оно всегда дорого обходится. Поэтому мы оказываемся в замкнутом круге бессмысленных блокбастеров о войне, где главным оказывается не история человека, а зрелищность битвы.


Сериалы

Успешной нишей оказываются сериалы – и действительно, те немногие хорошие картины о войне, которые вышли в XXI в., оказались сериалами. Они дешевле в производстве, поэтому продюсеры меньше контролируют процесс создания, да и многосерийная структура позволяет глубже раскрыть темы.


Современное кино имеет возможность показать те аспекты войны, которые нельзя было упоминать в СССР. В момент выхода сериал «Штрафбат» стал сенсацией, т.к. он рассказывал о судьбе штрафной роты – преступников, которых отправили на войну, среди которых было много политзаключенных. Сериал открывает новую для зрителя оптику героев войны, которые навсегда останутся безымянными, т.к. они неугодны советской власти.


Лучшее военное кино всегда было антивоенным, доказывающим, что любая война является трагедией. За последние 20 лет в России было снято несколько достойных картин о войне, но, к сожалению, они теряются в потоке огромного количества картонных и конъюнктурных фильмов, которые не нужны ни зрителям, ни критикам.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube
КИНЕМАТОГРАФ