Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что нужно знать, чтобы понять «Гордость и предубеждение»

Скромная английская дворянка Джейн Остин, жившая в эпоху Регентства, до сих пор является одной из самых известных и любимых в мире писательниц. Её слава давно преодолела границы Британии, её книги постоянно переиздаются, а количество экранизаций в несколько раз превысило количество опубликованных произведений.

Каждые несколько лет выходят всевозможные переосмысления и современные адаптации сюжетов Остин. Самой популярной книгой, конечно, остается «Гордость и предубеждение». Кажется, что она создала универсальную историю, которая близка и понятна людям даже спустя столько лет.

И это действительно так: перед нами до сих пор стоит выбор между любовью и практичностью. Да и само общество не настолько изменилось, чтобы мы перестали обращать внимание на ярлыки.

Но всё же многие детали в «Гордости и предубеждении» могут остаться непонятными, а главные герои часто ведут себя уж слишком хладнокровно. Порою кажется, что отношениям Дарси и Элизабет уже ничего не мешает, но они всё равно продолжают медлить. Но почему? Как понять историю любви в «Гордости и предубеждение»?

Время чтения: 3 минуты

Джейн Остин


Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, то есть была частью самого низкого дворянского сословия. У неё были богатые родственники, но писательница никогда не была светской дамой. В Англии этого периода разница между обеспеченными аристократами и провинциальными дворянами была колоссальной. Не зря в книге сёстры Беннет и сёстры Бингли находятся в постоянной оппозиции. Это естественная неприязнь дам высшего света, которые считают местное общество не слишком утонченным. А единственное, что остается у провинциальных дам в качестве защиты — остроумие. Сама Остин, по воспоминаниям своей племянницы, была дамой жизнерадостной, умной, но не слишком изысканной, как и люди, которые её окружали.

Жизнь Джейн Остин была типичной для своего времени: она общалась с родственниками, друзьями, предавалась простым радостям, вроде танцев у более богатых соседей. Но она была наблюдательна и имела аналитический склад ума — это помогало ей подмечать в характерах и поведении окружающих детали, а позже наделять ими своих персонажей.

Писательница так и не вышла замуж: потенциальный брак закончился ничем из-за родителей жениха, не желавших видеть в невестках девушку столь скромного происхождения. Поэтому трудности, которые испытывают героини Остин — это реальность времени, в котором она жила.

Джейн Остин

Почему Дарси такой холодный


Этикет и социальные нормы — то, на чём держалось английское дворянское общество. Каждый шаг регламентировался и строго оценивался с учётом статуса. Мистер Дарси кажется Элизабет холодным, замкнутым и надменным — всех этих качеств требует его статус. Он не может вести себя столь же свободно, как и Уикхем: чем выше титул, тем более строгие требования.

Элизабет и Дарси кажутся нам сейчас крайне сдержанными, ведь одно неверное действие могло запятнать репутацию. Именно поэтому так драматична ситуация с побегом Лидии и Уикхема. Подобный поступок ставит крест на всей семье.

Не имея возможности быть открытыми и искренними в разговорах и поступках, Элизабет и Дарси общаются на языке взглядов. В романе много времени уделяется именно описаниям процессов, связанных со зрением. К сожалению, игра слов частично утратилась при переводе. Герои внимательно рассматривают друг друга и через эти наблюдения, подобно ученым зарождающейся экспериментальной науки, приходят к новым выводам относительно друг друга.

Смотрят они, конечно, украдкой – даже в подобном деле существует этикет. Они не могут позволить себе глазеть, но от этого менее пытливым их взор не становится. Зрение становится аналогом познания и понимания. На английском языке I see значит «я понимаю». Элизабет произносит именно эту фразу, когда узнаёт правду о Дарси и Уикхеме. Можно было также сказать: «Я прозрела».


Путешествие


Изначальное название романа «Первые впечатления» было изменено, но оно крайне точное. Ведь мы наблюдаем историю двух молодых людей, мыслящих заложенными в них стереотипами. Первое знакомство лишь подтверждает их предположения друг о друге. И взаимная неприязнь растёт как снежный ком. При этом их отношениям по-настоящему ничего не угрожает, а вот реальные препятствия встречает роман Бингли и Джейн.

Дарси и Элизабет долго идут к принятию друг друга: оба имеют сильный характер, и они достаточно уверены в себе, чтобы отступиться от первоначальных выводов. Они типичные англичане своего времени, поэтому неудивительно, что переломным моментом романа становится именно путешествие. Это символ эволюции героев и их отношений.

Сад


Неслучайно Джейн Остин уделяет так много страниц описанию поместья Пемберли и его саду. Дарси — не единственный богатый и могущественный герой книги. Его родственница леди де Бёр тоже владеет роскошным поместьем и садом. Зачем же нам столь подробный рассказ о поместьях и садах?

Любой современник Остин сразу понимал, что перед ним раскрывается внутренний мир героев. Роскошный сад леди де Бёр не вызывает у героини восторга. Это французский регулярный сад, популярный в XVII–XVIII веках. Он симметричен, каждая его деталь сообщает о том, что он рукотворен, в нём нет жизни и элементов неожиданности. Он отражает рациональное мышление своего века, и для Элизабет он является символом ограниченных взглядов и устаревших норм.


В поместье же мистера Дарси, наоборот, английский живописный сад, максимально приближенный к естественному виду. Рассматривая его, она понимает, что хозяин Пемберли — человек широких взглядов, способный к внутреннему движению. Именно в этот момент она понимает, что могла бы полюбить такого человека. И последующие события лишь укрепляют её чувство.

Роман Джейн Остин — это не просто история любви. Это очень тонкое исследование общества и того, как социальные нормы и мельчайшие детали могут повлиять на чувства. Писательнице удалось передать тонкую грань, которую проходят все влюбленные. Наверное, именно поэтому «Гордость и предубеждение» для нас всё ещё так актуален. Пусть мы кажемся более свободными, чем его герои, но и в нашей жизни достаточно стереотипов и неписаных правил, преодолеть которые нам иногда кажется невозможным.

Джейн Остин — одна из величайших английских писательниц, которая создала новый тип героини — умной, проницательной, не вписывающейся в стереотипные представления о девушке эпохи Регентства. Она встаёт в один ряд с другими авторами той эпохи.

Спасибо суфражисткам за право женщин работать и зарабатывать собственные деньги! Жизненные перспективы женщин больше не ограничиваются браком, как было во времена Элизабет и Дарси. И если вы готовы стать главной герлбосс, то получите готовый гайд по успешной карьере в саммари «Работа в компании: как не споткнуться на карьерной лестнице». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!



Понравилась статья?

Читайте ещё о литературе здесь.



ЛИТЕРАТУРА КИНЕМАТОГРАФ