Конфуцианство на протяжении многих веков было главной идеологией в Китае и остается популярным даже сейчас, трансформируясь в цифровое конфуцианство. При этом сам Конфуций не писал никаких философских трактатов и считал, что он не говорит ничего нового. Чему же Конфуций учил своих последователей? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Первый учитель Китая
Конфуций — это латинизированное китайское имя Кун-цзы. При рождении Конфуция назвали Кун Цю, а почетный суффикс «цзы», который переводится как учитель, появился позже. Конфуций стал первым частным учителем Китая. Он был одним из жу — ученым, к которому обращались за помощью, когда нужна была мудрость. В Китае учение Конфуция называют жу цзя, что означает школа ученых. Конфуцианством ее назвали на западе, отсылая не к учености, а к Конфуцию, который является ее лидером. Жу зарабатывали тем, что преподавали классику. Также они могли помочь разобраться в сложных ритуалах и традиционных церемониях. Они, как правило, были аристократического происхождения, поэтому роскошные ритуалы и занятия, не приносящие практической пользы, были их уделом.
Мо-цзы, один из главных критиков Конфуция, в противовес ему развивал этику ся странствующих воинов. Они в основном представляли низшие слои, которым не было дела до роскоши. Конфуций намеренно не писал философских трудов, полагая, что его задача состоит в том, чтобы сделать учеников цельными людьми. Его ученики записывали, что он делает и говорит. Так и появился текст Лунь Юй — главная книга конфуцианства.
Конфуцианство
Когда Конфуция спросили, чего бы он пожелал Китаю в первую очередь, если бы ему доверили управление государством, он ответил: первое, что нужно сделать, — исправить имена. Западная цивилизация как будто его услышала и исправила его имя на свой лад. Но что имел в виду Конфуций? Он считал, что между именем и реальностью существует согласие. Тот, как называется, тот тем и должен являться. Например, правитель должен править, а учитель учить. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать своему дао. Дао — это путь, для Конфуция это этическая категория, обозначающая исполнение долга. Долг — основа философии Конфуция, поэтому его учение можно назвать морально-этическим.
Традиции, ритуалы, культура предков — то, чему Конфуций учил подопечных. Все это необходимо, чтобы сохранять человечность — жэнь. Это высшая добродетель, которая выражается в любви к другим. Для того, чтобы следовать жэнь, есть простая формула: совершенствовать других, совершенствуя себя, и всегда находить пример в себе. В этом заключается простое правило нравственности.
Основные понятия конфуцианства
У каждого человека есть путь, которому он должен следовать. Когда кто-то поступает так, как предписывает путь, он поступает по справедливости. Но если человек руководствуется не моральными соображениями, а собственной выгодой, он поступает несправедливо, даже если поступок соответствует его пути. Здесь можно вспомнить случай из биографии китайского государственного деятеля Мао Цзэдуна. Его мать была буддистской, а отец заставлял сына осваивать премудрости конфуцианства. Мао прилежно изучал Конфуция, но относился к нему по-особому. Например, известен случай, когда он остался в классе с учениками без учителя и предложил всем искупаться в пруду. Когда учитель вернулся, он хотел наказать учеников. Но Мао вспомнил слова Конфуция о пользе купания в соленой воде. Учитель не ожидал такой дерзости и пожаловался отцу Мао. Его поступок не соответствовал принципу справедливости, поскольку он совершил его ради выгоды.
Еще одно важное понятие для конфуцианства — Мин. для Конфуция оно означало волю неба, которая заставляет нас поступать как должно. От нас мало что зависит, поэтому мы должны следовать своему пути и уповать на Мин — именно от него зависит конечный исход.
Конфуций считал: «Тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком». По его словам, благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен.
Критика конфуцианства
Главным противником Конфуция был Мо Цзы. Он даже основал школу, целью которой стала критика сложившегося уклада цивилизации и конфуцианства. Мо Цзы полагал, что Конфуций и его учение разрушают Китай, и у него на это были четыре причины. Во-первых, конфуцианство не верит в Богов и духов, а значит, навлекают на земли Китая гнев сверхъестественных сил.
Во-вторых, Конфуций настаивал на трехлетнем трауре детей после смерти родителей, а также сложных и роскошных церемониях, на которые приходилось напрасно растрачивать силы и богатство. Мо Цзы был против такой расточительности.
В-третьих, Конфуций и его последователи уделяли большое внимание музыке. Мо Цзы считал музыку роскошью. Простым людям она не приносит пользы и даже вредит, так как им приходится тратить больше сил и ресурсов ради досуга богачей. И последняя, четвертая причина, — Конфуций обрекал людей на лень и покорность судьбе, потому что учил, что от нас ничего не зависит, все в жизни предопределено.
В-третьих, Конфуций и его последователи уделяли большое внимание музыке. Мо Цзы считал музыку роскошью. Простым людям она не приносит пользы и даже вредит, так как им приходится тратить больше сил и ресурсов ради досуга богачей. И последняя, четвертая причина, — Конфуций обрекал людей на лень и покорность судьбе, потому что учил, что от нас ничего не зависит, все в жизни предопределено.
Но при этом Мо Цзы не критиковал идеи гуманности и справедливости. Наоборот, он развивал собственную идею всеобъемлющей любви. Еще одно темное пятно в досье Конфуция — его отставка с поста местного чиновника из-за политических интриг. Тогда он отправился со своими учениками странствовать, чтобы рассказывать людям, как должно выглядеть государство. В итоге он вернулся на родину, так и не достигнув успеха. Но в Китае конфуцианство сильно повлияло на философскую мысль. Спустя века после смерти Конфуция его учение стало официальной идеологией. С начала XIV и до начала XX века основой образования было четверокнижие конфуцианства.