Философа и писательницу XVIII века Мэри Уолстонкрафт считают одной из первых феминисток. Она отстаивала права женщин и говорила, что они должны стоять на одной ступени развития с мужчинами. А каким, по мнению Уолстонкрафт, должно быть женское образование? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Феминистка XVIII века
Мэри Уолстонкрафт была заинтересована в женском образовании. Она написала новаторскую работу, в которой соединила любовь к разуму, про которую говорил Джон Локк в своей педагогической концепции, и критику на взгляды Жан-Жака Руссо по воспитанию женщин. Философ считала, что женщины имеют право получать такое же образование, как и мужчины. В книге «Размышления о женском поведении в наиболее важных жизненных обязанностях» Мэри Уолстонкрафт давала подробные рекомендации для женщин. Она считала, что они не должны быть зациклены на себе и моде. Философ советовала не читать девочкам излишне художественную литературу, особенно сказки, так как обществу нужны сильные женщины с независимым умом. Уолстонкрафт была уверена в том, что женщины должны играть большую роль в общественном прогрессе.
Новаторские идеи
В 12-ой главе книги «Защита прав женщины» Мэри Уолстонкрафт выступает против школ-интернатов. Она считает, что у детей должна быть домашняя жизнь, перерывы от обучения. Философ осуждает учителей за их «страх перед нововведениями». Она настаивает на тот, что дневные школы, которые финансируются государством, должны быть доступны для всех. Писательница не поддерживает решение сделать школы однополыми — девочкам и мальчикам следует учиться друг у друга. Так общество будет гармонично развиваться. Еще длительные каникулы плохо сказываются на успеваемости детей — они забывают изученный материал.
По мнению Уолстонкрафт, школам нужно иметь широкий учебный план. Детям следует заниматься не только в помещении, но и на открытом воздухе. Некоторые предметы, например, религию, историю, политику учителям следует преподавать посредством разговора и упражнений. Педагоги не должны наказывать и осуждать учеников. Это должны делать сверстники, чтобы дети учились, как быть справедливыми на практике.
Женщины не «игрушки» и не «спаниели»
Взгляды Жан-Жака Руссо и Мэри Уолстонкрафт были полностью противоположны. Руссо говорил, что женщинам не хватает мужского ума, и учат их для удовольствия мужчин. Уолстонкрафт же настаивала, что женщины должны стремиться к независимости и достигать своей цели. Они не рабы эмоциональных страстей и могут получать образование наравне с мужчинами. Именно образованные женщины могут стать хорошими женами и матерями, что пойдет на благо государства. Мужчинам же не следует видеть в них только украшение или собственность, которую они приобрели.
Философ отмечает, что в настоящее время женщины глупы («игрушки» и «спаниели»). Но это не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия образования.
Работы Уолстонкрафт широко цитируются современными феминистками и историками. Например, Боттинг считает, что она оказала значительное влияние на американский феминизм XIX века.