Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему советский учитель должен остаться в прошлом?

Автор: Елизавета Фандорина

Мы проводим в школе больше 10 лет своей жизни, причем именно тех, когда закладываются основы нашей личности. В школе формируют наше отношение к труду и способность преодолевать трудности. Учителя не меньше родителей влияют на детей и подростков, а школьная система во многом определяет, как в будущем мы будем воспринимать новую информацию и взаимодействовать с обществом. 

Мир стремительно меняется, и школа, кажется, не поспевает за ним. Новым программам, учебникам и современным технологиям часто препятствует самая важная фигура в образовании — учитель.

Давайте разберемся, почему советские учителя должны остаться в СССР.

Звонок для учителя


Прежде чем разбираться в том, чем плохи традиции советского образования, стоит отметить, что учителя прежде всего люди. Они могут по-разному относиться к своей работе, предмету и ученикам. Любая специальность, представители которой взаимодействуют с людьми, во многом зависит от человеческого фактора.

Во все времена в школах работали талантливые учителя, которые вдохновляли и служили ученикам примером. На их уроках никто не пересаживался за последнюю парту. Но всегда были и те, кто стремился управлять детьми, а не учить. Звонок с урока звенел только для них, а ученики поднимались с мест, когда они входили в класс. Советская система образования поощряла таких учителей, а в XXI веке они продолжают традиции прошлого. Требования к школьному образованию давно изменились, а учителя остались теми же.

В общественном сознании все еще сильны установки прошлого, в котором учитель был демиургом — носителем сакрального знания, чьи идеи и авторитет были непререкаемыми. Они отлично вписывались в образовательную систему, основанную на заучивании и зубрежке.

Система


Классическая система всеобщего школьного образования сформировалась в период индустриализации и была предназначена для того, чтобы готовить людей для работы на заводах. Четкое расписание занятий, единая для всех программа, ориентированная на среднего ученика, строгая дисциплина и звонок, напоминающий заводской гудок о начале смены. В школе учили не думать, а запоминать. Дети должны были получать знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа отлично справлялась с этой задачей, но сама цель стала неактуальной еще десятилетия назад.

Сегодня заводы никуда не исчезли, но вслед за экономикой меняется и рынок труда: самыми востребованными оказываются специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, усваивать новые знания и критически мыслить. Мы живем в мире, где новой информации все больше и больше. Умение работать с ней необходимо не только на работе, но и в быту. Этому не научиться, вписывая цифры в клеточки и заучивая наизусть стихи Пушкина.

Учителя — проводники школьников в мире знаний, они должны научить их не просто ровно стоять на линейке и пересказывать параграфы учебников. Главная задача учеников — не выучить все (о невозможности этого еще в 80-е говорили самые известные педагоги, не только в СССР, но и во всем мире), а подготовиться ко взрослой жизни.

Поколение ЕГЭ


Современных школьников клеймят «поколением ЕГЭ»: это те, кто учится решать тесты, вместо того чтобы получать знания. Но при этом именно выпускники советских школ в 90-е заряжали воду через телевизор и верили группе «Любэ», поющей о том, что Екатерина II продала Аляску американцам, хотя опровержение можно прочитать в любом учебнике истории.

Вместе с тем именно советские учителя пытаются унифицировать учеников, привести их к одному знаменателю: единая форма, единый экзамен, одинаковые мысли. Стремление к почти тюремной дисциплине приводит лишь к тому, что мы забываем, что каждый ребенок — личность. Большинство детей воспринимают школу как каторгу, где могут не отпустить в туалет или высмеять у доски. Да, дети и подростки бывают наивными, а их суждения — поспешными и спорными. Но школа и нужна для того, чтобы учиться на своих ошибках. И задача учителя — помочь эти ошибки исправить, а не воспитывать страх перед пометками красной пастой.

Учитель на замену


Советский учитель стоит на вершине школьной иерархии, и подчас кажется, что он упивается своей властью. Такому учителю линейка нужна не для того, чтобы чертить ровные линии, а чтобы бить по рукам за проступки. Оскорбления, крики, разделение на «прилежных» и «нерадивых», которые «головы дома забыли», — все это наследие советской системы.

Для учителей старой формации школа — это поле битвы, а ученики — враги. Поэтому неудивительно, что школьники вынуждены защищаться, вместо того чтобы учиться. Дети зачастую грубят в ответ на замечания или прогуливают уроки нелюбимых учителей. Но они еще только учатся и формируются, а учителя — взрослые люди, которые должны брать на себя ответственность. В том числе и за знания своих учеников: многие из них плохо учатся потому, что их плохо учат. Проблема современного образования не в том, что дети стали глупее и в целом хуже, а во всей системе. С ней и должны бороться учителя.

Работать в школе действительно нелегко. Учителя не только читают лекции и проверяют тетрадки. Они общаются с детьми, водят их на экскурсии и в театры, отвечают за их безопасность, улаживают конфликты в классе. Некоторые родители и вовсе перекладывают на учителей воспитание. Такая нагрузка зачастую приводит к выгоранию и профдеформации.

Однако от учителей во многом зависит, кем вырастут их ученики. Поэтому им следует помнить, что дети особенно ранимы и уязвимы. Сопереживание, чуткость, готовность не только дать теоретические знания, но и научить применять их на практике — такие учителя должны прийти на замену учителям «советским».

Если, несмотря на школьную программу, вы все еще не потеряли интерес к русской классике, то мы советуем вам наш курс «История русской литературы». На нем мы рассказываем о писателях и их произведениях нескучно и учим самостоятельно интерпретировать тексты, опираясь на фундаментальные знания.

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK |YouTube|Сайт 
МНЕНИЕ