Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Разбор картины Антонелло да Мессины «Аннунциата»


Автор – Александра Ваганичева, студентка профессионального курса «Станьте искусствоведом»

Анализ работы одного из самых необычных художников Возрождения 

Антонелло да Мессина родился на Сицилии примерно в 1429-1431 годах. В полную силу вступила эпоха Кватроченто. Италия в это время представляет собой совокупность отдельных городов-государств с достаточно сильными экономическими связями и активным соперничеством в политике. Время страшных эпидемий уже прошло, повсюду развивается живопись и скульптура, Ж. Б. Альберти открывает линейную перспективу. Одновременно с этим постепенно начинает развиваться и искусство Северного Возрождения. Свои великие произведения создает Ян Ван Эйк, открыв универсальный и удобный способ приготовления масляных красок.

Обычно в Италии этого времени художники используют темперу по мокрой или сухой штукатурке. Станковых произведений создается достаточно мало. Антонелло да Мессина в своих работах перенимает опыт художников Северного Возрождения, в частности, Яна Ван Эйка, который упоминался ранее. Он использует не только стилистические приемы нидерландского живописца, но и, прежде всего, материалы. Мессина одним из первых в Италии начинает писать масляными красками и активно развивает станковую живопись. Многие его произведения отличаются очень небольшими размерами. Картины, написанные в Венеции, считаются одними из лучших работ автора. «Аннунциата» (Благовещение) была создана в 1475-1476 годах, что как раз относится к этому периоду жизни художника.


На картине изображена молодая девушка, сидящая над книгой. На ее голову накинут плат глубокого синего цвета. Это Дева Мария, изображенная в момент Благовещения. В отличие от каноничного изображения этого эпизода, здесь мы не видим ни Архангела, ни голубя, ни золотых лучей света. О совершающемся чуде нам говорят только сами по себе переворачивающиеся страницы книги. Девушка изображена в ¾ обороте, что было новым веянием в итальянском искусстве. Складки и края плата образуют правильный усеченный конус, обрамляя деву Марию. Второй и третий план на картине отсутствуют, все внимание обращено на лицо девушки.

Картина написана во многом в духе Северного Возрождения – темный нейтральный фон, камерность изображения, линия главенствует над цветом. Но при этом Антонелло да Мессина мастерски передал состояние девушки – ему удалось изобразить очень отстраненного, погруженного в себя человека. Дева Мария как будто сама еще не знает, рада она всему происходящему или нет, и пытается разобраться с тем, что это будет значить для нее. От того и такая погруженность в себя, некая растерянность. Жест ее правой руки показывает, что она хочет приостановить события, удержать их.

Размеры картины очень невелики – 45х34 см. Написана она маслом по дереву, что позволило художнику максимально ярко передать цвет. Работа по дереву позволяет делать мелкие и плавные мазки, переходы, чем и воспользовался художник при передаче удивительной светотеневой коррекции лица Девы Марии, а также ее одежды. Художник очень тонко передает фактуру ткани, оттеняя складки голубого плата серебряными красками.

Хочу отметить очень важный момент: лицо Мадонны изображено очень четко, в северной манере, но, если посмотреть на ее руки, мы не увидим такой же четкости границ и переходов. Они размыты, как будто нарисованы в прообразе сфумато. Возможно, так автор делает акцент, фокусируя внимание зрителя именно на лице Девы Марии.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт 
ЖИВОПИСЬ