«Дыр бул щыл…» — бессмыслица или действительно поэзия будущего? Почему футуристы выбрали настолько непонятный способ общения с миром? Отвечаем на эти вопросы в статье.
Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Заумь – что это?
Заумь, или заумный язык — литературный прием, заключающийся в отказе от некоторых элементов естественного языка. Заумь — не отказ от смысла, а преобладание эмоционально-интуитивного над рациональным. Американский филолог Джеральд Янечек называет заумью «язык с неопределенными значениями».
В «Декларации заумного слова» (1921) Кручёных писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения, (не застывшим) заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т. д.)».
Каким бывает заумный язык?
Джеральд Янечек предложил свою классификацию зауми:
- фонетическая заумь: сочетания букв не складываются в опознаваемые морфемы;
- морфологическая заумь: существующие в языке морфемы (корни и аффиксы) сочетаются таким образом, что значение получающегося слова остается в значительной степени неопределённым;
- синтаксическая заумь: при употреблении нормальных, «словарных» слов в грамматически правильных формах они не складываются в грамматически нормальное предложение, характер отношений между словами остаётся в той или иной мере неопределённым;
- супрасинтаксическая заумь: при формальной, грамматической правильности конструкций, составленных из обычных слов, высокая степень неопределённости возникает на уровне референции — проще говоря, остается принципиально неясным, о чём идёт речь
Заумный язык Алексея Кручёных
Алексей Кручёных — поэт-футурист, один из основоположников заумного языка в русскоязычной поэзии. Кручёных больше тяготеет к фонетической и морфологической зауми. Его язык уходит корнями в фольклор — если послушать речь шаманов или заговоры, то можно проследить, как речь порой становится совсем бессвязной.
Знаменитое стихотворение Кручёных из сборника «Помада» (1913):
«Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз».
По словам автора, в заумном языке содержится «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Разумеется, у стихотворения несколько интерперетаций: Игорь Терентьев считал, что оно рассказывает о «дыре в будущее», Давид Бурлюк писал, что это «дырой будет уродное лицо счастливых олухов».