Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Заумь Алексея Кручёных

«Дыр бул щыл…» — бессмыслица или действительно поэзия будущего? Почему футуристы выбрали настолько непонятный способ общения с миром? Отвечаем на эти вопросы в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Заумь – что это?

Заумь, или заумный язык — литературный прием, заключающийся в отказе от некоторых элементов естественного языка. Заумь — не отказ от смысла, а преобладание эмоционально-интуитивного над рациональным. Американский филолог Джеральд Янечек называет заумью «язык с неопределенными значениями».
В «Декларации заумного слова» (1921) Кручёных писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения, (не застывшим) заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т. д.)».

Каким бывает заумный язык?

Джеральд Янечек предложил свою классификацию зауми:
  • фонетическая заумь: сочетания букв не складываются в опознаваемые морфемы;
  • морфологическая заумь: существующие в языке морфемы (корни и аффиксы) сочетаются таким образом, что значение получающегося слова остается в значительной степени неопределённым;
  • синтаксическая заумь: при употреблении нормальных, «словарных» слов в грамматически правильных формах они не складываются в грамматически нормальное предложение, характер отношений между словами остаётся в той или иной мере неопределённым;
  • супрасинтаксическая заумь: при формальной, грамматической правильности конструкций, составленных из обычных слов, высокая степень неопределённости возникает на уровне референции — проще говоря, остается принципиально неясным, о чём идёт речь.

Заумный язык Алексея Кручёных

Алексей Кручёных — поэт-футурист, один из основоположников заумного языка в русскоязычной поэзии. Кручёных больше тяготеет к фонетической и морфологической зауми. Его язык уходит корнями в фольклор — если послушать речь шаманов или заговоры, то можно проследить, как речь порой становится совсем бессвязной.
Знаменитое стихотворение Кручёных из сборника «Помада» (1913):
«Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз».
По словам автора, в заумном языке содержится «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Разумеется, у стихотворения несколько интерперетаций: Игорь Терентьев считал, что оно рассказывает о «дыре в будущее», Давид Бурлюк писал, что это «дырой будет уродное лицо счастливых олухов».
Владимир Ходачевич писал, что это стихотворение — «первый крик и лебединая песня» всего футуризма. Дальше дороги не было, остальные попытки писать заумью — только «перепев» строк Кручёных. Кручёных, продвигавший «пра-язык» в «Декларации» в итоге намеренно или случайно подошёл к концу языка, за которым больше ничего нет.
После часов корпения над учебниками ваши мысли превращаются в заумь? Кажется, что учеба не может быть увлекательной, но экзамены сдавать надо? Получите готовый ответ к любому тесту в саммари «История русской поэзии». А промокод BLOG30 подарит вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Читайте о поэме Блока в статье:
О чем поэма Блока «Двенадцать»?
ЛИТЕРАТУРА