Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Жанры в литературе: трагедия

Трагедия — это драматический жанр, отличительным признаком которого является наличие неразрешимого и возвышенного жизненного конфликта, который обязательно приводит к смерти. Трагедия берёт начало в Древней Греции из религиозно-культовых обрядов на праздниках Великих и Малых Дионисиев в Афинах. Это было состязание: трагики готовили тетралогию — три пьесы, развивающие один сюжет, и одну сатировскую драму, пересказывающую трилогию в насмешливом тоне.

Время чтения: 2 минуты

Античность

Традиционной основой для трагедии был мифологический сюжет, реже исторический. Задача трагедии — показать путь героя через катастрофические обстоятельства и привести зрителя к катарсису. Однако не через чувственное сопереживание героям, а через осмысление.
Всё самое интересное о мифах и легендах древних народов узнайте с нашим курсом:
Например, трилогия «Орестея» Эсхила повествует о судьбе рода Атридов: царица Клитемнестра мстит за убийство дочери мужу Агамемнону, их сын Орест мстит за отца, карая мать. Пьеса заканчивается оправданием Ореста на суде в Афинах. Драматург выводит на первый план идею о торжестве демократического права над родовыми обычаями.
«Царь Эдип» и «Медея»
Большое значение имеет пьеса Софокла «Царь Эдип». Аристотель в «Поэтике» назвал её образцом трагедии. Постепенное, нарастающее ощущение катастрофы, а затем развязка — Эдип осознаёт, что он убийца отца и муж собственной матери (предсказанная ему судьба, от которой он бежал). Считая себя недостойным смерти, он ослепляет себя.
Органический мир древнегреческой трагедии связанный с единством жизни и мифа, общего и частного разрушается уже у Еврипида. Его герои из пьесы «Медея» вступают в конфликт с навязанной им судьбой. Они чувственны и иррациональны: Ясон хочет жениться на дочери Креонта и стать царём Коринфа, оставив Медею. Свершая месть Ясону, она убивает их детей, отравляет разлучницу и её отца. В финале на колеснице Гелиоса Медея покидает земной мир.

Позднее Возрождение

В эпоху Позднего Возрождения трагедия переживает новый расцвет. Многочисленные трагедии У. Шекспира, среди которых «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Макбет», описывают героев, подверженных сильным страстям.
Это выражается словами одного из героев «Макбета»: «Жизнь — это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишённая всякого смысла».
Другой великий драматург елизаветинской эпохи — К. Марло. Трагическое для него было связано не с внешними обстоятельствами жизни героев, а с внутренними противоречиями, поэтому большую роль в его пьесах играют монологи. Трагедия «Доктор Фаустус» описывает человека, продавшего душу ради знаний и власти. За это после смерти его ждёт ад. В финале наступает расплата: «Один лишь час тебе осталось жизни. Он истечет — и будешь ввергнут в ад! О, станьте же недвижны, звёзды неба, Чтоб навсегда остановилось время. Чтоб никогда не наступала полночь!»

Новое время

В Новое время романтизм ставит в центр конфликт индивида с миром. Это можно увидеть в трагедиях «Манфред» и «Марино Фальеро, дож венецианский» Дж. Г. Байрона.

XX век

Многие драматурги XX века писали трагедии как реакции на катастрофы времени. Яркими пьесами являются «Убийство в соборе» и «Камень» Т. С. Элиота, которые посвящены христианской проблематике.
Французский драматург П. Клодель в пьесе «Благая весть Марии» выстраивает конфликт на теме жертвоприношения и освящения его через историю.

Читайте также:
Сколько правды в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА