Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое имажизм?

Имажизм — это литературное движение, возникшее в начале XX века, которое повлияло на развитие модернистской поэзии. Почему имажизм не имеет ничего общее с имажинизмом, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

«Make it new»

Имажизм зародился в начале XX века, став одним из ключевых направлений в модернистской поэзии. Его развитие тесно связано с именами таких поэтов, как Эзра Паунд, Эми Лоуэлл, Хильда Дулиттл, Ричард Олдингтон и других. Эти авторы стремились к радикальному обновлению поэтического языка, отказываясь от излишней риторики и общепринятых форм в пользу точности и ясности образа.
Ранние этапы развития имажизма характеризуются экспериментами с формой и содержанием стихотворений. Поэты-имажисты искали новые способы выражения, которые могли бы точно и непосредственно передать эмоциональный и интеллектуальный опыт. Они отвергали традиционную поэтику, считая её слишком абстрактной и оторванной от реальности.

Эзра Паунд сформулировал основные принципы имажизма, включая известное утверждение «Make it new» («Сделай это новым»), которое стало девизом модернистов. Эми Лоуэлл, американская поэтесса, также внесла значительный вклад в развитие имажизма, особенно в его популяризации в Соединенных Штатах.
Эзра Паунд, Эми Лоуэлл, Хильда Дулиттл, Ричард Олдингтон

Основные принципы

Томас Эрнест Хьюм и Фрэнсис Флинт разработали ряд принципов, которые определяли особенности имажистской поэтики.

Точность и ясность образа: Основной принцип имажизма заключался в создании четких и ясных образов. Хьюм и Флинт настаивали на том, что поэзия должна стремиться к точности визуального и чувственного восприятия. Образы должны были быть конкретными и осязаемыми, чтобы читатель мог легко визуализировать и ощутить описываемое.

Экономия языка: Имажисты придавали большое значение экономии языковых средств. Украшения и риторические изыски считались излишними. Важно было достичь максимальной выразительности при минимальном использовании слов.
Отказ от традиционной рифмы и ритма: Хьюм и Флинт отходили от классических форм стихосложения, предпочитая свободный стих. Это позволяло им более точно и свободно передавать образы и идеи, не ограничиваясь строгими метрическими рамками.

Концепция стихотворения как мгновенного впечатления: В теории имажизма стихотворение рассматривалось как способ зафиксировать мгновенное впечатление или эмоцию. Поэзия должна была передавать остроту и непосредственность переживания, будто она является мгновенным снимком реальности.

Фокус на визуальной и чувственной составляющей: Имажистская поэзия акцентировала внимание на визуальных и чувственных аспектах образов. Это подчеркивало важность восприятия и ощущений в поэтическом творчестве.

Не имажинизм

Схожесть названий «имажизм» и «имажинизм» действительно может вызвать путаницу, но это два разных литературных течения, возникших в разное время и в разных культурных контекстах. С имажизмом разобрались. Это литературное течение начала XX века, в основе которого лежит стремление к ясности образа и экономии языка.
Имажинизм, с другой стороны, — это русское литературное течение, возникшее в 1920-х годах. Имажинизм отличается стремлением к созданию ярких, экспрессивных образов, использованию необычных метафор и сравнений. В отличие от имажизма, имажинизм больше сосредоточен на эмоциональной выразительности и психологической глубине образов.

Несмотря на схожесть названий, эти два направления развивались независимо друг от друга. Имажизм оказал значительное влияние на развитие западной поэзии, в то время как имажинизм был частью русского литературного контекста и отражал его специфику.
Мы знаем, что студент — это самый занятой человек в мире. Чтобы не приходилось исключать сон из своей жизни перед важным экзаменом, предлагаем саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». Там рассказываем все, что нужно знать, чтобы получить «пять» по литературе. С промокодом BLOG30 доступ ко всем саммари будет бесплатным целый месяц!
Почему, чтобы полностью понять книгу, необязательно читать биографию автора, рассказываем в статье:

Эссе Ролана Барта «Смерть автора»
ЛИТЕРАТУРА