Искусство и психология

Как понимать концовку фильма «Начало»?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


Совсем скоро в кинотеатрах начнется показ нового фильма Кристофера Нолана «Довод». В ожидании премьеры я решил пересмотреть «Начало» – ключевое и самое личное произведение Нолана (к тому же поговаривают, что между этими лентами есть некоторые параллели).


Концовка «Начала» вот уже более 10 лет является предметом жарких споров и размышлений. Предлагаю разобраться, чем же заканчивается «Начало» и где в итоге оказывается главный герой.


О чем «Начало»?

Фильмы Нолана можно охарактеризовать как «авторский блокбастер». Это всегда масштабное полотно с прекрасной операторской работой и сильной авторской идеей. Каждый фильм – один концепт, вокруг которого Нолан раскручивает конкретную драматическую историю. В фильме «Начало» ключевой концепт – механизм формирования идей в нашем сознании. И дана нам эта мысль через личную историю Кобба, профессионального взломщика снов, и его жены Мэл.


Фильм построен как классическая история ограбления, где команда аферистов реализует сложный план, попутно решая внезапно возникающие проблемы. План команды понятен: внедрить нужную идею в голову наследнику крупной корпорации.


Но выверенный план команды не учитывает одну важную вещь – влияние Мэл на сознание Кобба. Они вдвоем много лет провели в снах, создавая целые воображаемые миры, и Мэл постепенно перестала видеть разницу между сном и реальностью. Она начала думать, что и в реальности на самом деле находиться во сне. А зная, что, умерев во сне, она проснется, выбросилась из окна. Причем подстроила все таким образом, чтобы Кобба обвинили в ее убийстве, чтобы он отправился вслед за ней. Кобб сбежал, но потерял возможность быть с детьми. И на дело он решается только ради одного – вернуться к ним.


Кое-что о философии

В философии мы находим несколько концепций, которым помогут нам разобраться во взаимоотношении сна и реальности. Древнегреческий философ Платон и немецкий мыслитель Шопенгауэр говорили, что реальность – это сон. У Платона единственной подлинной реальностью является сфера идей, откуда, кстати, происходит и наша душа – только перед воплощением в теле она пьет из реки забвения, из-за чего мы ничего не помним.


Шопенгауэр видел мир поделенным на две области: представление и волю. Воля – безусловная основа всего сущего, тогда как представление – это все то, что дано нам в опыте. И на самом деле мы никогда не видим истинной реальности, она всегда скрыта от нас под покровом представлений.


То есть все, что дано нам – это сон. И нет никакой разницы между сном и реальностью, т.к. настоящая реальность нам недоступна. Вся наша жизнь – сон, и только смерть становится настоящим пробуждением.


Как понимать концовку фильма?

Вооружившись этим знанием, можно сказать, что «Начало» – это интересная иллюстрация этой старой философской проблемы. Но Нолан добавляет к этому еще кое-что: дело не в том, окружает нас сон или реальность, а в том, чтобы исполнить свою мечту. Об этом нам и говорит концовка фильма. Кобб в итоге смог преодолеть комплекс вины перед Мэл и отпустить ее. И нет больше никакой разницы, во сне или реальности в итоге оказался Кобб, если он исполнил свою главную мечту и вернулся к собственным детям. Да и к тому же, говорят нам философы, эта разница не настолько уж и важна.


Обратимся к словам самого режиссера, который, комментируя концовку, сказал: «Ему (Коббу) уже всё равно, реально происходящее или нет, и в этом суть».


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube
КИНЕМАТОГРАФ ФИЛОСОФИЯ