До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое гравюра

Гравюра была самой авангардной техникой своего времени. Она стала оружием пропаганды и одним из главных источников знаний о мире. Её даже называют предтечей современных массмедиа.
Печатную графику коллекционировали ценители, её же могли позволить себе бедняки. Это одновременно элитарное и демократичное искусство: оно создавалось и для избранных, и для всех.

Время чтения: 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Какие бывают гравюры

Термин «гравюра» происходит от французского слова, которое в переводе означает «вырезать». Гравюру получают в результате оттиска резной основы на бумаге или на другом носителе.
Чтобы получить произведение, используют печатную форму из металла, дерева, линолеума и других материалов. На форму — её также называют матрицей или основой — наносят рисунок, который покрывают чернилами. Затем вручную либо с помощью печатного станка или пресса делают оттиск на бумаге. Такой оттиск получается зеркальным и называется эстампом. Именно эстамп, а не основа считается произведениями искусства.
Оттиски, сделанные с одной печатной формы могут сильно отличаться друг от друга. Здесь всё имеет значение: качество материалов, время выдержки, сила, которую прикладывает гравёр и степень изношенности матрицы.

Техника высокой и глубокой печати

В технике высокой печати отпечаток оставляют выступающие части матрицы. К ней относятся ксилография, то есть гравюра на дереве, и линогравюра (на линолеуме) и гравюра на картоне.
Глубокая печать предполагает работу с металлом и резцом, либо травление кислотой. В этой технике следы на бумаге оставляют борозды, то есть врезанные, углублённые линии, куда попадают чернила. Сюда относится гравюра на меди, офорт, акватинта, сухая игла, мягкий лак.
null
А. Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса». Ксилография, 1497–1498 гг.
null
А. Дюрер «Меланхолия». Резцовая гравюра на меди, 1514 г.

Когда появилась гравюра

Гравюра — древнее изобретение. Мы привыкли ассоциировать её с эпохой Возрождения. Однако за 1000 лет до появления резцовой гравюры в Европе китайские мастера создавали произведения в технике ксилографии.
Первые европейские гравюры появились независимо от восточных. Это произошло в XV веке одновременно с распространением бумаги. Как и в Китае, первой стала гравюра на дереве.
Во второй половине XV века возникла техника резцовой гравюры на металле. Медная пластина оказалась прочнее доски и позволяла получать большее количество отпечатков.
В 1455 году в немецком Майнце произошло событие, изменившее ход истории: Иоганн Гутенберг напечатал Библию. Так началась история книгопечатания. Открытие Гутенберга непосредственно связано с техникой гравюры. Библия была напечатана наборными литерами. Это были металлические бруски с рельефными буквами на торцевой части — те же гравюрные матрицы, только очень маленькие.
В книге Гутенберга иллюстрации были выполнены от руки — распространённая практика того времени. Через несколько лет другой немецкий печатник Альбрехт Пфистер понял, что можно поместить деревянную доску с картинкой в печатный текст. Так гравюра стала книжной иллюстрацией.

Гравюра, вирусные картинки и пропаганда

Гравюра — это тиражное искусство. С одной матрицы можно получить множество копий. Их число не бесконечно, потому что форма со временем изнашивается. Количество готовых листов зависит и от выбранной техники. Сухая игла даёт всего несколько чётких оттисков, а в резцовой гравюре на меди одна пластина может дать несколько ясных отпечатков.
Тиражность и массовость гравюры сделали её одной из форм первых массмедиа. Гравированные изображения стали важным источником информации об окружающем мире и событиях в нём.
null
А. Дюрер «Носорог», 1515 г.
В 1515 году в Европу впервые попал настоящий индийский носорог. Появление неведомого зверя в Лиссабоне наделало много шума и привлекло толпы зрителей. Альбрехт Дюрер, который сам никогда не видел животное и основывал представления на маленьком рисунке, создал свою ксилографию, которая приобрела популярность. Долгое время это было единственное изображение носорога, которое видели европейцы. Так знаменитый «Носорог» Дюрера стал одной из первых «вирусных» картинок Ренессанса.
В XVI веке гравюра и печатное слово стали главными инструментами пропаганды. Повсюду распространялись листовки с гравированными картинками в сопровождении печатных текстов, так называемые «летучие листки». Это были религиозные или сатирические изображения — карикатуры, стихи и политические памфлеты.
Первая информационная война в Германии и распространение лютеранства были бы невозможны без изобретения книгопечатания и гравюры. Если печатные тексты были доступны грамотным (и тем, кто их слушал), то сатирические картинки, изображавшие папу римского в виде осла или антихриста понимали все.
null
Л. Кранах Старший карикатура «Папский осёл», 1523 г.
null
Гравюра неизвестного немецкого автора «Аз есмь папа» («Ego sum Papa»), XVI в.

«Пиратские копии» и авторское право

С гравюрой связан первый в истории эпизод защиты авторского права. Скопировать гравюру не так сложно, как живопись. Этим и воспользовались недобросовестные предприниматели эпохи Ренессанса.
null
М. Раймонди «Самоубийство Лукреции». Резцовая гравюра на меди по рисунку Рафаэля, 1515 г.
После ошеломительного успеха гравюр Альбрехта Дюрера многие мастера начали гравировать свои и чужие произведения. Очень быстро выяснилось, что создавать собственные гравюры гораздо дольше и дороже, чем копировать уже готовые чужие произведения. «Пиратские копии» Дюрера — часто сомнительного качества — распространились по всей Европе. Его знаменитый «логотип» в виде букв A. D. не помогал бороться с подделками, а лишь способствовал их популярности: картинки с монограммой знаменитого художника покупали охотнее.
Однажды Дюрер получил «сюрприз» из Венеции. Ему подарили копию его собственной гравюры. Работа была выполнена талантливо, но отличалась техникой исполнения: оригинал был резан на дереве, а копия выгравирована на меди. Кроме того, её дополняли новые мелкие детали. При этом монограмма Дюрера осталась на месте. Плагиатором оказался итальянский гравер Маркантонио Раймонди. По свидетельству Вазари, «Альбрехт пришёл в такую ярость, что, покинув Фландрию, прибыл в Венецию и, обратившись в Синьорию, подал жалобу на Маркантонио».
Это был первый случай разбирательства по поводу интеллектуальной собственности. Для самого Дюрера он закончился неудачно. С разрешения суда, Раймонди продолжал копировать работы немецкого мастера, только уже не с монограммой Дюрера, а со своей собственной. Попытки защитить авторские права в Германии также завершились ничем: изготовители фальшивок продолжали штамповать их как ни в чём не бывало.
Техника гравюры стала одной из самых популярных в Европе. Сразу после появления она сменила несколько ролей: объект авторского права, искусство для знатоков и для неграмотных, вирусные картинки и массмедиа… Кажется, гравюре действительно удалось изменить мир.
ИСКУССТВО