Импрессионизм — это не стиль, а одно из ключевых течений в искусстве XIX столетия. Он зародился во Франции и распространился по всей Европе.
Время чтения: 4 минуты
Язык импрессионистов
Импрессионисты полностью изменили систему живописи. Они брали сложные тона, раскладывали их на чистые цвета, а затем накладывали на холст раздельными мазками.

Вблизи это выглядело как непонятное месиво. Но стоило отойти на несколько шагов, как цвета смешивались оптически — в глазу смотрящего. Внезапно из хаотичного смешения красок рождался образ.
Представители этого направления жертвовали четким контуром, деталями и гладкой фактурой. Зато им удавалось главное — передать впечатление от реальности, схватить ускользающее мгновение и перенести на холст.

Каждый может разобраться в течениях живописи и понять смысл полотен великих художников. Ловите вашу готовую программу курсов, чтобы изучить искусство с нуля!

Сюжет или его отсутствие
Настоящему импрессионисту сюжет не нужен. Точнее, ему точно не нужен сюжет из древней истории, мифологии или священных текстов. Его мало интересуют проблемы современного общества и сложные философские вопросы.
Импрессионисты наслаждаются простой повседневной жизнью. Они умеют радоваться мелочам: приятной прохладе тенистого сада, отражению водяных лилий в глади пруда, солнечным бликам на лице девушки. Их сюжетом становится сама жизнь и любование ею. Они выходят из душных мастерских и пишут на природе — под открытым небом, в лесу и даже в лодке. Героями их картин становятся свет и тени, нежные и изменчивые цветовые рефлексы.

Кто изобрел импрессионизм
Импрессионистов часто называли «бандой Мане». На самом деле Эдуард Мане был предшественником, другом и главным идейным вдохновителем нового направления — и только. Сам он не разделял принципы импрессионистов и никогда не принимал участия в их выставках.
Основные живописные приемы импрессионизма изобрели Клод Моне и Огюст Ренуар. Они первыми обратились к особой манере живописи, а в 1869 году покинули мастерские и вышли на пленэр.
Импрессионисты против Салона
Импрессионисты противопоставляли свою манеру искусству Салона — самой престижной выставки и официальной экспозиции Академии изящных искусств. Чем был парижский Салон того времени, можно судить по картине Александра Кабанеля «Рождение Венеры». Она стала «гвоздем экспозиции» 1863 года.

По сравнению с работами импрессионистов, салонная живопись выглядела чрезмерно выхолощенной. Зато она была профессиональной, гармоничной, а главное, понятной заказчикам.
Попасть на Салон было сложно даже академистам. У импрессионистов, которые порвали с традицией, игнорируя вкусы большинства, не было ни малейшего шанса.
Салон Отверженных
Импрессионистам помог случай. А ещё — император Франции и большой любитель салонного искусства, Наполеон III. Императору надоело выслушивать жалобы неудачливых живописцев, не принятых на Салон. Он явился на выставку и лично осмотрел отвергнутые жюри произведения. Решив, что они не уступают по качеству принятым, Наполеон III организовал для них Салон Отверженных. Это произошло в 1863 году.
Во избежание споров, «отверженные» произведения расположили в алфавитном порядке. В итоге выставка превратилась в странную мешанину картин. Работы малоизвестных тогда новаторов: Мане, Писсарро и Сезанна — оказались в компании салонных венер и амуров.
Реакция общественности была неоднозначной. «Запретная» выставка интересовала посетителей явно больше, чем официальный салон. При этом публикации в прессе были по большей части негативными, а реакция публики — отрицательной. Главный скандал разгорелся вокруг полотна Мане «Завтрак на траве». Изображение обнаженной девушки в обществе одетых мужчин шокировало зрителей.

Выставка мятежников
В 1874 году, через одиннадцать лет после «Салона отверженных» состоялась еще одна скандальная выставка — первая выставка импрессионистов. Ради нее парижское ателье их друга, фотографа Надара, на один месяц превратилось в музей. В выставке приняли участие тридцать художников, разделявших принципы нового направления.
Экспозицию моментально окрестили «выставкой мятежников», а живописцев обвинили в аморальном поведении. Сейчас такая трактовка вызывает недоумение. XX век сильно изменил наши представления о границах приличного в искусстве. Современный зритель не понимает, что аморального можно было найти в портретах Ренуара или в пейзажах Сислея. Но посетители первой выставки импрессионистов были настроены критично.

На выставке была представлена картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant) 1872 года. Она дала название новому направлению в живописи. Желая выразить свое недовольство небрежной манерой художников, молодой журналист Луи Леруа обозвал их «импрессионистами». Это слово сначала воспринималось как ругательное, но быстро прижилось и потеряло негативный оттенок. К тому же термин оказался удачным. Он передавал суть движения: перенос впечатления на холст.

Импрессионистам удалось то, что прежде было недоступно другим художникам. Они смогли поймать и перенести на полотно мимолетное впечатление, ускользающее мгновение жизни. А может, и саму жизнь.
Понравилась статья?
Читайте ещё об искусстве здесь.
Как оценить произведение искусства с точки зрения эстетики и нужно ли это делать? Слушайте подкаст нашего проекта, чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы: