Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Летят журавли»: как Михаил Калатозов создал шедевр

Как фильм «Летят журавли» завоевал сердца людей по всему миру? Почему его сюжет был новаторским для СССР того времени? Отвечаем на эти вопросы в этой статье.
Время чтения: 3 минуты.

О чём фильм?

В 1958 году весь мир потрясла снятая годом ранее советская военная драма «Летят журавли». Картина Михаила Калатозова совершенно неожиданно для своих создателей стала международным достоянием.
В центре повествования — трагическая история двух влюбленных, разлучённых войной. Драматичный и при этом незамысловатый сюжет фильма преподнесен в новаторской манере, которая производит сильное впечатление и даже спустя 65 лет.
«Летят журавли» (1957), реж. М. Калатозов
Картина завоевала главную награду Каннского фестиваля в 1958 году. В первую очередь для мирового сообщества был важен ее гуманистический посыл. Фильм передает ужас войны через переживания главных персонажей, а не с помощью батальных сцен. Ведь так проще «достучаться» до сознания зрителя, которому легче ассоциировать себя с простыми людьми, не попавшими на фронт.

Игра с эмоциями

Воздействовать на эмоции режиссёру помогает новаторский язык киноповествования: мизансцены, передающие эмоциональное состояние героев, синхронность их действий с аудиорядом, крупные планы, круговая панорама (например, в эпизоде, когда Борис поднимается по лестнице).
Фильм подкупает своей эмоциональностью. Оператор Сергей Урусевский мастерски работает с психологией зрителя и ловко манипулирует их чувствами. Крупные планы с каждой мимолетной эмоцией актеров врезаются в память и оседают в сознании.
Отдельного внимания достойна сцена, где героиня пытается покончить с собой. Чтобы зритель прочувствовал весь нерв происходящего, Калатозов вручил камеру в руки самой актрисе — сцена получилась захватывающей, живой и предельно тревожной.
Начните зарабатывать на хобби на нашем курсе «Кинокритик». Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно.

Нетипичность героев

Нетипичная героиня — еще один важный отличительный штрих картины. Фильм прекрасен тем, что показывает сложную натуру, склонную к рефлексии. Вместо по-советски правильного женского образа перед зрителями предстала девушка с обнаженными эмоциями и мятущейся душой.
«Летят журавли» (1957), реж. М. Калатозов
Уже в самом начале на ее «инаковость» и внутреннюю свободу намекают распущенные волосы, побег на свидание втайне от родителей, некоторая взбалмошность в любви. Даже ее имя слишком нетипично для советского уха.
Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что Вероника сделала потом — она не дождалась любимого с войны. Режиссер взял на себя смелость показать героиню неправильной, не соответствующей «канону» советского кино. За свой поступок Вероника получился нелестный отзыв от самого Хрущева, окрестившего ее «шлюхой».
«Летят журавли» — слишком нетипичный для СССР фильм, который представляет собой «микс» советского авангарда начала XX века, итальянского неореализма и даже сюрреализма.

Жанровые влияния

Калатозов пришел в мир кино в 20-х годах и впитал дух того времени. Это был период подъема советского авангардизма. Фильмам той эпохи свойственен отказ от монументальности и величественности в пользу новаторских визуальных образов и «живой» картинки. Динамичный монтаж, эмоциональность кадра, подвижные массовые сцены в фильме «Летят журавли» — все это восходит к авангардизму.
С итальянским неореализмом ленту Калатозова роднит черно-белая пленка, приближенность картинки к реальности, а также присутствие детей в кадре. Юное поколение здесь, равно как и у итальянских классиков, символизирует надежду на светлое будущее и жертву своего времени одновременно.
«Летят журавли» (1957), реж. М. Калатозов
На экране часто создается впечатление, что действие происходит не наяву, а во сне: подъем Бориса по лестнице, попытка самоубийства Вероники, сцена изнасилования героини. Это роднит картину Калатозова с сюрреализмом, где границы действительности и вымысла предельно размыты.
У режиссера получилась сильная военная драма, почти не содержащая характерных атрибутов военного кино. Помимо того, что картина воплотила в себе новаторские приемы, она оказалась как нельзя кстати и в историческом контексте, а также положила начало оттепелевскому кино. И, конечно, фильм Калатозова ценен своим гуманистическим высказыванием, и его актуальность будет неоспорима во все времена.
Эта статья написана Валерией Шероновой, студенткой нашего профессионального курса «Кинокритик».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.
КИНЕМАТОГРАФ