Софисты получили широкую известность за свои навыки в риторике и скептическим отношением к абсолютной истине. Они могли устроить целое шоу, в котором разбивали любые аргументы оппонента, сколь бы он ни был прав.
Но Аристотель разнес их в пух и прах одним сочинением «О софистических опровержениях» (или «Софистические опровержения»). Рассказываем, как у него это получилось.
Что за сочинение?
«О софистических опровержениях» (или «Софистические опровержения») — это одно из сочинений Аристотеля, входящее в его «Органон», собрание работ по логике. Этот труд является важным источником для понимания античной диалектики и риторики, а также спорных методов аргументации, которые часто использовались софистами и другими философами того времени.
Представьте, что Аристотель — это учитель в школе логики, а софисты — это школьники, которые всегда ищут лазейки, чтобы казаться умнее, чем они есть на самом деле. «Софистические опровержения» — это своего рода «руководство по выживанию в мире хитрых учеников» от Аристотеля.
Основные моменты, которые Аристотель затрагивает в своей работе, включают:
Определение софизма: Аристотель определяет софизм как вид ошибочного умозаключения, который кажется правильным, но на самом деле является ложным.
Классификация софизмов: он классифицирует различные виды софизмов, основываясь на их структуре и способе обмана. Это включает ошибки, связанные с языком (например, амбигвальность или двусмысленность терминов), а также более сложные логические ошибки.
Методы выявления и опровержения софизмов: Аристотель обсуждает, как распознавать и опровергать софистические аргументы, используя принципы правильного рассуждения.
Значение для диалектики: работа подчеркивает важность различения между диалектическими дискуссиями, направленными на поиск истины, и софистическими техниками, направленными на победу в споре независимо от истины.
Примеры софизмов и их разбор Аристотелем
Двусмысленность: это как если бы софист сказал: «Я никогда не ошибаюсь», а когда вы указываете на его ошибку, он отвечает: «Ну, я имел в виду, что не ошибаюсь в кулинарии». Аристотель говорит: «Не поддавайтесь на эту уловку с двойным значением слов!»
Обман через состав и деление: представьте, что софист утверждает: «У меня в команде самый быстрый бегун, значит, наша футбольная команда — самая быстрая!» Аристотель бы поднял руку и сказал: «Подождите-ка, это не так работает».
Постороннее предположение: это как если бы в споре о том, лучше ли кофе или чай, софист внезапно начал говорить о пользе воды. Аристотель бы сказал: «Давайте вернемся к нашим баранам, а не к рыбам».
Ложное причинно-следственное связывание: это как если бы софист утверждал: «После дождя всегда сыро, так что, наверное, сырость вызывает дождь!» Аристотель бы хихикнул и сказал: «Ну, по твоей логике, если я после обеда чувствую себя сытым, значит, мое чувство сытости заставило появиться еду!»
Скользкий путь: софист мог бы сказать: «Если мы разрешим студентам носить кепки в классе, скоро они начнут приходить в пижамах!» Аристотель бы усмехнулся и ответил: «От кепки до пижамы долгий путь, мой друг. Давай не будем спешить!»