Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему плюс-сайз Барби – это правильно?

Имя Барби давно стало нарицательным для самых разных кукол, которых объединяет одно: у нее тело взрослой девушки, самые модные наряды, и она есть почти у каждой девочки на планете. Но настоящая «Барби» — это кукла от американской компании Mattel, которой в этом году исполнилось 62 года.

За свою долгую жизнь она успела стать поп-иконой и иконой моды, участницей скандалов, кумиром и причиной ментальных расстройств. Она освоила самые разные профессии — от медсестры до президента. Барби, наверное, одна из самых известных женщин ХХ века и уж точно самая влиятельная игрушка последних 60 лет. Давайте посмотрим, как и почему она менялась вплоть до наших дней.

Девушка-мечта


Барби (она же Барбара Миллисент Робертс) официально родилась в 1959 г., когда ее впервые представили на выставке игрушек в Нью-Йорке. Кажется, что с этого момента ее концепция сильно не менялась. Барби – все та же очаровательная блондинка с коллекцией модных нарядов. Поэтому кукла в новых образах (новая фигура, цвет кожи и т.д.) у многих вызывает отторжение. Для них Барби — это мечта об идеальной жизни, поэтому их смущает ее приближение к реальным людям.

Но если посмотреть на историю Барбары Миллисент, то можно увидеть, что преодоление стереотипов и революционные шаги – то, с чего началась ее слава. Куклу Барби придумала Рут Хэндлер, которая вместе с супругом управляла фирмой Mattel.
В 50-х все куклы были пупсами или детьми; они готовили девочек к материнству. Но Рут заметила, что ее дочь Барбара (в честь нее и назвали куклу) делает бумажных кукол с фигурой взрослой женщины и придумывает им наряды и профессии. Это вдохновило ее создать совершенно новую куклу.

В 50-е США переживали сильные изменения, все больше женщин хотели иметь работу и собственные деньги, а не быть только женой и матерью. Кукла Барби оказалась одним из символов этих изменений.

Образец для подражания


Барби представляла совершенно другую ролевую модель, чем куклы прошлого. Она не стремилась замуж, осваивала новые профессии и была увлечена модой. Рут предложила продавать игрушку почти по себестоимости, а зарабатывать на дополнительных аксессуарах, ведь первая Барби поступила в продажу в простом черно-белом купальнике. Так она полностью изменила индустрию игрушек.

Первое десятилетие ее жизни было революционным: так, в 1960 г. она получила работу и стала «дизайнером моды». Позже появилась Барби-деловая девушка (career girl), а в 1965 г. она стала космонавткой. Каждое новое десятилетие затем будет предлагать новые способы ее самореализации. В 2010-х Mattel выпустили игрушку совместно с NASA: так Барби стала исследовательницей Марса. А из кандидатки в президенты она превратилась в премьер-министра и президента.

Кризис


Компания Mattel постоянно сталкивалась с критикой: Барби была недостаточно целомудренной, при этом пропагандировала идеи о том, что главное для девочки — это внешний вид и отношения. Кроме того, пластиковая кукла навязывала нереалистичные идеалы фигуры. Появился даже «синдромом Барби»: им страдают девушки и юноши, которые проходят через множество пластических операций, чтобы стать живым воплощением Барби и Кена.

До этого скандалы не слишком влияли на продажи: например, говорящая Барби утверждала, что «математика — это сложно» и «я люблю шопинг», а в наборе шла книжка для похудения с фразой «не ешь». Но в 2010-х продажи стали неуклонно снижаться: идеальная блондинка перестала быть интересной и детям, и родителям, ведь, несмотря на новые профессии и подруг, она все еще пропагандировала устаревшие ценности.
К тому же в 2000-х у куклы появились конкурентки: это и более разнообразные Bratz, и более смелые Монстер Хай, и куклы из мультфильма «Холодное сердце».

Перерождение


Кукла Барби всегда подавалась как «чистый холст», для которого ребенок придумывает свою историю. Но при этом, как оказалось, то, что она является идеальной блондинкой, которая продвигает культуру потребления, мешало ей стать интересной новому поколению.

Поэтому компания Mattel полностью изменила мир Барби, и теперь она выпускается в самых разных вариантах. Вы можете найти куклу, которая максимально близка вашим идеалам красоты и стиля. У новых кукол (и девушек, и парней) разный вес, строение фигуры, цвет волос, прически и даже рост.

При этом стандартная Барби никуда не исчезла. Более того, она до сих пор является основной куклой компании. Этот шаг оказался настолько важным для поп-культуры, что плюс-сайз Барби попала на обложку журнал Time с заголовком «Наконец, мы можем перестать обсуждать мою фигуру?».

Такой ход позитивно сказался на продажах, что говорит о том, что новая концепция Барби была необходима аудитории. Когда-то первой Барби-знаменитостью была модель Твигги, да и сейчас есть пластиковая версия модели Джиджи Хадид. Но наравне с ней среди селебрити Mattel появилась Ибтихадж Мухаммад — спортсменка, выступающей в хиджабе, модель-феминистка Эшли Грэм, футболистка Эбби Уомбак и даже художница Фрида Кало.

Негативная реакция на новых Барби в России не удивляет, ведь кукла стала символом богатства и счастливой жизни в постсоветской стране, где 90-е и 2000-е (период, когда в продаже появились первые куклы) были не самыми легкими. Однако Барби плюс-сайз размера, которая вызвала так много недовольства, – на самом деле логичный и естественный этап в истории Барбары Робертс.

Появившись как девушка, которая хочет жить полной жизнью, она стала лакмусовой бумажкой надежд и желаний девочек по всему миру. Сейчас она говорит: «Ты можешь стать кем хочешь!» И такой лозунг — отличный посыл для маленьких детей.
Кроме «новых» Барби, вы всегда можете найти классических кукол и перевыпуски культовых моделей 90-х. Новые стандарты заключаются не в отмене прошлого Барби, а в расширении возможностей выбора для всех.

А у вас в детстве была Барби? Хорошо ее помните? Делитесь своими историями в комментариях!

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

VK | YouTube | Сайт

МНЕНИЕ МОДА