Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Фауст» Гёте: трагедия длиной в жизнь

Был ли прототип у Фауста? Почему Гёте называл роман «делом всей жизни»? Как один учёный может представлять всё человечество? Об этом и о многом другом — в статье.
Время чтения: 5 минут.

Истоки легенды

История Гёте основана на полулегендарном прототипе — слухов о жизни немецкого учёного Иоганна Георга Фауста, жившего в первой половине XVI века. Исторический Фауст был алхимиком, магом и астрологом, известным своими попытками обрести власть и богатство через общение с дьяволом. Он происходил из нового сословия «свободных интеллигентов», которые появились в результате основания первых немецких университетов. Его интересы также включали изучение астрономии и медицины. У историков нет точных сведений о датах его рождения и смерти, а информацию собирают по дошедшим до нас письменным источникам других людей.
Наиболее подробное описание этого героя появилось в 1587 году, когда книжный издатель Шпис выпустил в свет «Историю о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике». Согласно легенде, Фауст заключил сделку с дьяволом, обещавшим ему бесконечные знания и могущество в обмен на его душу.
Йозеф Фай. «Фауст и Мефистофель в темнице» (литография), 1848 год

Марлоу и Гёте

Одна из более ранних трактовок принадлежит перу Кристофера Марлоу, современника Шекспира. Считается, что это первая инсценировка легенды. В пьесе «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» он изображает главного героя как бескомпромиссного человека, готового на все ради своих желаний и амбиций. В этой версии Фауст аморален, и в конечном итоге попадает в ад за свои грехи.
У Гёте Фауст — ученый, изучивший все три основных науки, которые преподавались в университетах того времени: философию, медицину и теологию. Этого ему было мало, он хотел найти истинный смысл жизни. Отчаявшись, он даже попытался покончить с собой, однако его спас звон колоколов (литературоведы считают, что это было вмешательство божественной силы, которая не дала ему совершить грех и попыталась дать шанс на жизнь). Однако в искушении получить новые знания и магическую силу Фауст зашёл слишком далеко – призвал дьявола.
На вызов Фауста откликнулся Мефистофель, прислужник дьявола. Они заключили сделку: Мефистофель обещал служить Фаусту, предоставляя ему знания, магию и доступ ко всему земному наслаждению. Взамен дьявол требовал душу Фауста: после смерти учёный отправился бы в ад и стал вечным слугой дьявола.
Смотрите курс-саммари «Европейская литература», чтобы узнать больше о весьма отличающихся друг от друга трактовках легенд писателями разных стран и эпох. А по промокоду BLOG7 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на неделю — он действует до 16 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Долгие годы работы

Гёте писал трагедию почти треть своей жизни. Самые ранние черновики, так называемый «Пра-Фауст», датируются 1773–1775 годами, а некоторые его письма к друзьям свидетельствуют о том, что замысел зрел ещё до этих набросков. Оригинальные рукописи были утеряны, однако в конце XIX века нашли копию, сделанную знакомой Гёте. В 1790 году впервые выходит в свет неполный текст первой части под названием «Фауст. Фрагмент», а финальная версия первой части книги публикуется в 1808 году.
Штилер. Портрет И. В. фон Гёте, 1828 год
После долгого перерыва в 17 лет Гёте принимается за работу над второй частью «Фауста» по настоянию своего литературного помощника Иоганна Эккермана. В июне 1831 года вторая часть «Фауста» закончена, но опубликовали её только после смерти писателя в следующем году — при жизни Гёте не успел увидеть изданную книгу.

Трагедия рода людского

В трагедии Фауст представляет весь человеческий род в пари, заключённом между божественными силами и силами ада. Это пари было о том, может ли человек сопротивляться силе искушения: Мефистофель уверен, что человека можно подчинить своей воле, тогда как Бог считает, что в людях есть бесконечный потенциал борьбы со страстями и соблазнами.
Очевидна репрезентация через фигуру Фауста всех его современников — тех самых, которые, отбросив религию, изучали силы природы, анатомию и зоологию, искали философский камень. Вера была для них лишь одной из наук: Гёте показывает это, описывая, что Фауст переводит Библию и комментирует её, исправляя на ходу:
«В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале мысль была». Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Между самим Фаустом и Мефистофелем тоже происходит спор, однако он скорее внутренний, чем внешний: на сделку первый соглашается без далеко идущих планов по обману дьявола в конце. Здесь мы имеем дело с философией. Гёте задаётся вопросом: может ли человек на самом деле утолить свою жажду знаний? Есть ли предел его любознательности и поискам нового опыта?
Ответ мы получаем в конце, когда Фауст оказывается в Раю, несмотря на все его преступления. Спасение героя происходит благодаря тому, что он всю жизнь стремился к познанию:

«Чья жизнь в стремлениях прошла,
Того спасти мы можем»
В трагедии Фауст не единственный грешник, который попадает в рай. Та же судьба постигает Маргариту, его возлюбленную. Главный герой соблазняет ее при помощи Мефистофеля, а их отношения сопровождаются смертями родных Маргариты и её незаконнорождённого ребёнка от Фауста. Однако она тоже возносится а Рай — за то, что даже во грехе смогла обернуться к свету и не бросала молитв. Двое влюблённых символизируют разные подходы к познанию мира, которые в итоге оказываются равны между собой: вечная дорога познания и искренняя вера в высшие силы.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на неделю по промокоду BLOG7. Он действует до 16 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
«Фауст» стал символом эпохи Просвещения. У других эпох тоже были свои знаковые авторы: Умберто Эко мы ассоциируем с постмодернизмом, а Гомерам — с классической античной литературой. А что насчёт писателей XIX века? Рассказываем об одном из них и его известнейшем романе в статье:
В чём смысл романа «Ярмарка тщеславия»?
Мефистофель сказал: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Спустя века её повторил Булгаков, вдохновившись историей Гёте. Рассказываем о тайнах «Мастера и Маргариты» в видео нашего проекта:
Смотрите курс-саммари «Вся история сериалов», чтобы узнать, чем задачи актёров и режиссёров крупного кино отличаются от работы в сериальной индустрии. А по промокоду BLOG7 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на неделю — он действует до 16 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
ЛИТЕРАТУРА