Философия пронизывает наш мир, формирует взгляды на природу человека и его место во вселенной. Среди множества философских традиций особенно выделяется своим влиянием на последующие поколения глубиной немецкая классическая философия. Рассказываем про неё в статье.
Кого имеют в виду?
Немецкая классическая философия возникла в конце XVIII и начале XIX веков и сразу же вызвала интерес в учёных кругах Европы. С выводами мыслителей могли не соглашаться и спорить, однако это ещё больше подогревало интерес к их трактовкам мышления, человека и знания. В круг «классических» немецких философов традиционно включают четверых: Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Кто был до них?
Немецкая классическая философия появилась на фундаменте предшествующих философских традиций, которые оказали значительное влияние на ее развитие. Одной из ключевых предпосылок является философская традиция античности, особенно работы Аристотеля и Платона, которые продолжали оказывать влияние на европейскую мысль на протяжении веков.
Ренессанс и Просвещение принесли новые идеи и понимание роли человека, его способностей и позиции во вселенной. Чтобы полностью понять феномен немецкой классической философии, необходимо учесть социокультурный ландшафт Германии. В конце XVIII — начале XIX веков страна переживала значительные изменения как в политическом, так и в интеллектуальном плане. Кризис идеологии Просвещения, провозгласившей разум единственным способом познания и осознания мира, Великая французская революция, социальные изменения — всё это обнажило недостатки предыдущих философских течений, которые не успевали осмыслить бурные изменения.
Почему выделяют именно их?
Помимо очевидного масштаба их трудов, дело в тенденции человечества выстраивать схемы. У этих четырёх философов прослеживается довольно простая цепочка наследования, преёмственности.
О чём писали эти философы?
Сначала Кант пишет свою «Критику чистого разума», в которой первым оценивает идеи Просвещения и подводит им итог. Он не выбирает между рационализмом и сенсуализмом, как это делали предшественники в эпоху Просвещения, а утверждает, что познание всегда начинается в чувствах. Оно просто проходит через априорные, изначально присущие человеку формы чувственности — значит, и через разум.
Априорными от называл врождённые знания. Это пространство и время. Он считал, что даже не имея точных данных о том, где мы находимся и какое сейчас время, мы всегда ощущаем пространство и помещаем себя во временной контекст.
Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Эта идея стала революционной в философии XVIII века. Кант показал существование априорных знаний, но не отрицал важность чувственного опыта. Вместе они составляют познавательную способность человека.
Иоганн Готлиб Фихте продолжил и развил идеи Канта, уделяя особое внимание свободе и самосознанию. Фихте считал, что окружающий мир существует только через призму нашего собственного восприятия. То есть, Фихте провозгласил неотделимость субъекта и объекта друг от друга, чему после последовал и Шеллинг.
Шеллинг резко выделяется из этого ряда: он ближе всех к Венской романтической школе. За свою жизнь он успел создать и бросить несколько философских систем: сначала была натурфилософия, сблизившая понимание природы и человека, потом — трансцендентальный идеализм, а в конце жизни он склонился к метафизике, религиозности и интуитивным процессам познания, включавшим в себя осознание божественного через самого себя.
Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе позднего Шеллинга превращается в божественное начало мира, в абсолютное тождество субъекта и объекта. Многообразие мира Шеллинг рассматривает как «творческий акт», который непознаваем для разума, является предметом иррациональной интуиции, представляющей единство сознательной и бессознательной деятельности. Эта интуиция доступна только гениям, она высшая форма философского творчества.
На смену кантианству в классической немецкой философии приходит гегельянство. «Феноменология духа» — главный труд Гегеля, благодаря публикации которого он вошёл в историю.
Он считал, что познание возможно только с помощью общих понятий: через органы восприятия, информацию от которых получает разум. Он, как и Кант с Фихте, говорит, что явленный нам мир сконструирован нашим сознанием. Но в отличие от них он стремится снять эту двойственность мира, уничтожить субъектно-объектную парадигму путём синтеза.
В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
Энгельс называл гегельянство «началом конца». И не он один — среди философов есть точка зрения, что после гегеля
Проблема такого определения «классиков» философии
Во-первых, если мы будем причислять к классическим немецким мыслителям только эту четвёрку, то мы упустим не настолько популярных философов, которые писали в одно время с ними. Это и члены уже упоминавшегося Йенского кружка, и герменевты вроде Гамана и Шлейермахера, и другие не менее интересные личности.
Во-вторых, хотя приведенные выше философы сильнее всего повлияли на ландшафт критической мысли, есть некоторая неточность в датах: даты выхода или обсуждений некоторых трудов совпадают. Например, Шеллинг и Фихте публиковались в одно время. Из-за этого сложно представить настолько стройную цепочку преемственности их идей.