Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Carpe Diem: как «Общество мертвых поэтов» учит ценить момент?

Наверно, многим в детстве было скучно сидеть за партой от звонка до звонка, заучивать правила и решать одинаковые примеры. Точно так же себя чувствовали ученики академии Велтон, пока их учителем не стал Джон Китинг. Он не только преподает им английскую литературу, но и учит мыслить свободно и наслаждаться каждым мгновением.

Давайте разберем философские темы, которых касается фильм «Общество мертвых поэтов», и пройдем некоторые уроки мистера Китинга.

Автор: Глеб Андреев

О, капитан! Мой капитан!


«О, капитан! Мой капитан» — стихотворение, написанное Уолтом Уитменом на смерть Авраама Линкольна. И именно так — своим капитаном — ученики академии Велтон называют Джона Китинга, учителя английской литературы. Это прозвище он придумал себе неслучайно: оно будто напоминает Китингу о том, что жизнь мимолетна. Именно об этом он говорит своим подопечным на первом же уроке.

Его ученики возрождают литературный клуб «Общество мертвых поэтов», в котором когда-то состоял и он сам. И здесь действительно кипит жизнь, в отличие от скучных уроков других учителей. Китинг не похож на них: он не пытается привести всех к общему знаменателю, а, наоборот, учит подростков мыслить самостоятельно и свободно.

Он рассказывает им не только о стихотворных размерах, но и о жизни. Ученики обращаются к нему с вопросами о первой любви и о своем призвании. Какие же уроки преподает им Джон Китинг?


Carpe diem


На первом уроке Джон Китинг показывает своим воспитанникам снимки выпускников академии, сделанные много лет назад. Эти фотографии — мгновения их жизни, пойманные объективом. Этому и учит мистер Китинг — ловить мгновение, что на латыни звучит как «carpe diem».

Это выражение впервые встречается у древнеримского поэта Горация в его оде к Левконое.

Он пишет о том, что не стоит гадать, что нас ждет в будущем, — нужно ловить каждое мгновение, ведь время быстротечно. Жить настоящим — значит уметь ценить его, наслаждаться тем, что происходит сейчас, вместо того чтобы вспоминать о прошлом или мечтать о будущем.

«Капитан» Китинг прививает ученикам совершенно новое для них мировоззрение. Этот термин впервые употребил немецкий философ Иммануил Кант: сегодня мы понимаем под ним систему взглядов на мир. Мировоззрение определяет отношение человека к миру, его ценности и убеждения. До того как Китинг пришел в академию, мысли учеников были заняты будущим, которое в основном было предопределено их родителями. Китинг же позволил им взглянуть на мир совершенно по-другому, с разных точек зрения — например, встав на парту, вместо того чтобы за ней сидеть.


Sapere aude


Мистер Китинг учит ребят мыслить самостоятельно. Что это значит? Здесь нам поможет еще одно высказывание Горация: «Sapere aude». Кант переводит его так: «Имей мужество использовать свой собственный разум!»

Кант пишет, что состояние, когда человек не способен пользоваться собственным рассудком, — это состояние несовершеннолетия. Чтобы выйти из него, нам нужно избавиться от лености и трусости. Именно поэтому немецкий философ делает такой акцент на мужестве в своей формулировке. Кант считает, что если позволить каждому человеку свободно пользоваться своим рассудком, то в мире не останется непросвещенных.

Ученики академии, очевидно, находятся в состоянии несовершеннолетия. Но дело вовсе не в их возрасте, а в том, что за них мыслят другие люди.

В первую очередь, это их родители. Они хотят видеть своих детей адвокатами, а не какими-нибудь актерами, и не интересуются их мнением. Также, вместо того чтобы мыслить самостоятельно, ученики зубрят параграфы из школьных учебников. Неудивительно, что Китинг не приемлет такого подхода к обучению.

Сама система образования в академии заставляет учеников пребывать в состоянии несовершеннолетия. Обратите внимание на ее главные принципы: традиция, честь, дисциплина, совершенство. Как они могут помешать самостоятельному мышлению? 


Традиция — это то, что передано предыдущими поколениями, которые, таким образом, как бы мыслят за нас. Мы перенимаем определенную модель, которая сложилась когда-то давно, и обычно не пытаемся ее осмыслить, понять, почему принято поступать именно так и действительно ли это правильно.

Честь, о которой заботятся учителя академии, сама по себе хороший принцип. Но беспокойство о том, чтобы ни в коем случае не уронить достоинство, часто оборачивается страхом ошибиться, нежеланием выглядеть глупо или нелепо.

Дисциплина — третий принцип — подразумевает определенные правила поведения, которые, конечно, необходимы для соблюдения порядка в академии. Однако слишком строгие нормы, направленные на унификацию, могут заметно сузить взгляды учеников. Одетые в одинаковую униформу, живущие по одному распорядку, они становятся конформными, т. е. привыкают поступать «как все».

Последний принцип — совершенство. Оно постоянно, вечно и не требует никаких изменений, а значит, не предполагает никакой возможности для свободы.

Из-за всего этого академия костенеет, устаревает, и подростки формулируют принципы, которые царят в ней на самом деле: пародия, ужас, упадок, отстой.


Carpe viam


В стихотворении о городской мыши и сельской мыши Гораций пародирует собственную фразу «carpe diem», преобразуя ее в «carpe viam», что можно перевести как «наслаждайся дорогой».

Мистер Китинг показывает, что важен не только результат — высокие оценки, хорошее образование, престижные должности. Не менее ценен сам путь, процесс познания. Поэтому он и становится их капитаном — тем, кто указывает им этот путь.

Безусловно, все мы обязаны следовать определенным правилам, иначе жизнь в обществе была бы невозможна. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы прислушиваться к мнению мудрецов прошлого и людей, которым мы доверяем, или находить единомышленников, — все это не значит, что мы мыслим несамостоятельно. Однако мы не должны жить ради чужих идеалов, желаний и планов.

Не стоит оглядываться на других, ведь у каждого из нас свой путь — и мы можем им насладиться, вместо того чтобы бежать марафон. В современном постоянно меняющемся мире это оказывается особенно важным.



Следуйте принципу «carpe viam» — наслаждайтесь процессом обучения в нашем приложении ArtForIntrovert! Мы добавили в него раздел с бесплатным контентом, который можно смотреть даже без подписки.

  • Эксклюзивные лекции, доступные только в приложении
  • Аудиокурсы
  • Образовательные ролики
  • Все видео с YouTube

Все это вы можете смотреть бесплатно прямо сейчас!

Ссылка для скачивания приложения:
iOS: https://apps.apple.com/ru/app/artforintrovert/id1561586203 
Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.artforintrovert.app

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт  
ФИЛОСОФИЯ