Искусство и психология

Почему храмы строили круглыми или прямоугольными?

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 4 минуты

Автор: Нэлли Кундрюкова

Существует несколько типов построек в зависимости от их плана. Их можно разбить на две большие группы – центрические и продольные.

image
Храм Аполлона в Дельфах

Центрические постройки составляют лишь небольшую часть мирового архитектурного наследия. В основе такой архитектуры лежат правильные геометрические фигуры: круг, квадрат, шести- и восьмиугольник, реже – фигуры с большим количеством граней (максимум 12). Такие формы выбирались в качестве символа гармонии и божественного устройства мира, ведь у них есть четко выраженный центр. В Греции строили круглые храмы для божеств (но мало) (рис.1), а в Риме круглыми стали делать погребальные сооружения – мавзолеи (рис.2). В раннехристианское время переняли римскую практику, и круглыми стали строить мартирии – сооружения на месте гибели или захоронения мучеников (рис.3).

image
рис. 1 Мавзолей Адриана (реконструкция), сейчас – замок святого Ангела

image
рис. 2 Сан Стефано Ротондо

image
рис. 3 Базилика Константина в Трире (восстановленная)

Почему таких построек сравнительно мало? Проблема в их непрактичности, ведь очень сложно сделать огромное центрическое здание, где могли бы размещаться тысячи людей, а затем еще перекрыть его сводом или куполом.

Поэтому выходом из этой ситуации стало использование прямоугольных базилик, которые стали основой для западноевропейских храмов (рис.4).

image
рис 4 Собор Святой Софии в Константинополе

В продольных зданиях появляется один очень важный мотив – ось, которая задает движение. И в западно-христианской архитектуре этой оси придавали большое значение. 

Храмы ориентированы с запада на восток, благодаря чему возникает сюжет движения от тьмы и греха (в западной части храмов обычно находятся сцены Страшного суда) к апсиде, к прощению, к Богу (в восточной части видим лик Иисуса).

Такого мотива в центрических постройках нет. Поэтому такие формы идеально подходят для мавзолеев – зачем нужно движение там, где должен быть абсолютный вечный покой?

С другой стороны, центрические купольные храмы (например, София Константинопольская, ставшая затем мечетью), характерные для православной архитектуры, вместо мотива движения по горизонтали предлагают нам другую ось – вертикальную (рис.6). Помыслы и молитвы прихожан здесь ориентированы вверх, к небу. И поэтому главным элементом храмов этого типа является купол как символ небесного свода.

А вам больше нравятся центрические православные или вытянутые католические храмы?

Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
АРХИТЕКТУРА