Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему храмы строили круглыми или прямоугольными

Существует несколько типов построек в зависимости от их плана. Их можно разбить на две большие группы — центрические и продольные.

Время чтения: 2 минуты

Храм Аполлона в Дельфах

Центрические постройки составляют лишь небольшую часть мирового архитектурного наследия. В основе такой архитектуры лежат правильные геометрические фигуры: круг, квадрат, шести- и восьмиугольник, реже — фигуры с большим количеством граней, максимум 12. Такие формы выбирались в качестве символа гармонии и божественного устройства мира, ведь у них есть четко выраженный центр.

Каждый может разобраться в истории архитектуры. Ловите вашу готовую подборку курсов, чтобы изучить искусство с нуля!

В Греции строили круглые храмы для божеств (но мало).

Мавзолей Адриана (реконструкция), сейчас — замок святого Ангела

В Риме круглыми стали делать погребальные сооружения — мавзолеи.

Санто Стефано Ротондо

В раннехристианское время переняли римскую практику, и круглыми стали строить мартирии — сооружения на месте гибели или захоронения мучеников (рис.3).

Базилика Константина в Трире (восстановленная)

Почему таких построек сравнительно мало? Проблема в их непрактичности, ведь очень сложно сделать огромное центрическое здание, где могли бы размещаться тысячи людей, а затем ещё перекрыть его сводом или куполом.

Выходом из этой ситуации стало использование прямоугольных базилик, которые стали основой для западноевропейских храмов (рис.4).

Собор Святой Софии в Константинополе

В продольных зданиях появляется один очень важный мотив — ось, которая задает движение. И в западно-христианской архитектуре этой оси придавали большое значение.

Храмы ориентированы с запада на восток, благодаря чему возникает сюжет движения от тьмы и греха (в западной части храмов обычно находятся сцены Страшного суда) к апсиде, к прощению, к Богу (в восточной части видим лик Иисуса). Такого мотива в центрических постройках нет. Поэтому такие формы идеально подходят для мавзолеев — зачем нужно движение там, где должен быть абсолютный вечный покой?

С другой стороны, центрические купольные храмы (например, София Константинопольская, ставшая затем мечетью), характерные для православной архитектуры, вместо мотива движения по горизонтали предлагают нам другую ось — вертикальную (рис.6). Помыслы и молитвы прихожан здесь ориентированы вверх, к небу. И поэтому главным элементом храмов этого типа является купол как символ небесного свода.

Понравилась статья?
Об устройстве готического собора читайте здесь

К сожалению, большинство современных зданий не может похвастаться той же красотой и гармонией, которыми обладают древние храмы. Узнайте больше о застройке городов из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

АРХИТЕКТУРА ИСКУССТВО