Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как аниме захватило мир

Кажется, аниме смотрят абсолютно все: Билли Айлиш, Канье Уэст и даже Илон Маск. В 2000-х голах фанаты и представить не могли, что такое возможно, ведь тогда это было увлечением для узкой аудитории. Среди сегодняшних подростков аниме не менее популярно, чем компьютерные игры, а взрослые перестают стесняться, что до сих пор пересматривают «Наруто». Как же это произошло?

Время чтения: 5 минут

Эти твои китайские мультики про Сейлор Пикачу


В конце 80-х – начале 90-х годов аниме начало покорять западный мир. Для англоязычных стран поворотным моментом стал выход фильма «Акира», который открыл для кинокритиков и исследователей японскую анимацию, о которой раньше знали лишь аниматоры и узкий круг фанатов. Затем наступила эпоха «Драконьего жемчуга», «Ю-ги-о!», «Сейлор Мун» и «Покемона» — на них выросло целое поколение. Отдельной субкультурой фанаты аниме стали уже в 2000-е годы.

Часто фан-база отаку или виабу пересекалась с аудиторией западных комиксов, видеоигр, настольных игр и фантастики в целом.

Отаку — человек, который увлекается чем-либо; за пределами Японии так обычно называют фанатов аниме или манги.

Виабу — поклонники Японии и всего японского.

Все эти увлечения тогда считались детскими или подростковыми, а взрослые люди, которые продолжали интересоваться подобным, — инфантильными. Кроме того, аниме чаще всего выходило в формате сериалов, а в западной анимации это было практически маркером несерьёзного произведения, поэтому и отношение к аниме было соответствующим.

В СССР первое аниме попало ещё в конце 60-х, но лишь в 90-х на русский перевели «Спиди-гонщика», «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун».


Эти сериалы (а позже и «Покемона») крутили по телевизору, а смотрели их дети и подростки. Так что и в России мало кто воспринимал аниме всерьёз — даже несмотря на то, что в 2001 году мир покорил Хаяо Миядзаки и его «Унесенные призраками».

Гик-революция


К концу 2000-х годов среди создателей кино и сериалов оказалось много фанатов фантастики, игр, комиксов и аниме, которые постоянно отсылали к любимым произведениям.

Ваш курс, чтобы узнать о том, как в аниме отражается культура Японии:



Кроме того, подрастало новое поколение, которое смотрело «Наруто» и американские сериалы, вдохновлённые аниме, например «Аватар: легенда об Аанге».
Продюсеры же после успеха «Бэтмена» Кристофера Нолана увидели коммерческий потенциал в кинокомиксах — поэтому в 2010-е гики вышли из тени.

«Теория большого взрыва», «Мстители» и «Атака титанов» нормализовали всё, что раньше считалось инфантильными увлечениями. Не стоит также забывать, какого размаха достигла индустрия видеоигр, а ведь их аудитория всегда пересекалась с «гиками» и фанатами аниме.


Кроме того, на растущую популярность аниме повлияла и доступность: больше не надо было ждать очереди на кассету или диск с новым сезоном любимого тайтла в пиратском качестве. Теперь аниме можно было смотреть легально на многих стримингах.

Счастье для всех и для каждого


Конечно, нельзя списывать успех аниме лишь на удачное попадание в волну гик-революции в культуре. Японская анимация, многое впитавшая от американской, французской и советской школ, многие годы аккумулировала потенциал. 

Для Японии анимация достаточно быстро превратилась в универсальную форму с невероятным жанровым разнообразием. К 90-м годам любой зритель мог найти здесь что-то для себя: от классических жанров, таких как мелодрама, комедия, триллер, боевик, до специфических — сёнэн, сёдзё, меха и пр.

Мультипликация позволяла создавать фантастические миры, недоступные на тот момент кинематографу, и совершать смелые эксперименты. Именно это и привлекло к аниме многих зрителей.


Это что за покемон?


Для западных зрителей глотком свежего воздуха оказалась и культура Японии: сюжеты и эстетика аниме чаще всего строятся на японских истории, фольклоре, литературе и особенностях юмора, которые нам незнакомы.

С одной стороны, это поражает, а с другой — может вызвать непонимание. Многих из тех, кто пытался подступиться к аниме, тормозило именно обилие непонятных монстров, бытовых деталей и абсурдных шуток.

Вечная юность и эскапизм


Несмотря на то что в аниме поднимается множество разных тем, чаще всего оно обращается к проблемам подростков и молодых людей. Всё-таки это бизнес, и он ориентируется на самую благодарную аудиторию. Именно поэтому черты героев часто бывают гипертрофированны, а эмоции бьют через край. Но эта искренность и яркость чувств — то, чего хотят многие зрители. Даже если они давно выросли, многие из них устали от цинизма западной индустрии и хотят вновь почувствовать себя школьниками.

Действие в аниме часто разворачивается в фантастических декорациях, даже если в центре сюжета отношения влюблённых или друзей. Поэтому для кого-то это становится формой эскапизма: когда мир катится в бездну, хочется отстраниться от проблем.


Великое будущее


Сегодня мангу можно купить почти в любом книжном магазине, и никто не будет дразнить тебя за значок с героями аниме. Кажется, эта эстетика и вовсе стала общим местом: её активно используют блогеры, магазины, кафе.

Кунай и протектор Наруто можно заказать с доставкой, а голливудские студии покупают права на экранизации аниме.

Но пока западный мир пытается адаптироваться, японская анимация строит планы на будущее. Она становится смелее, всё чаще говорит о социальных проблемах, а герои становятся всё более сложными.

Нравится читать о кинематографе? Ещё больше интересного в нашей статье:

Как Хаяо Миядзаки поменял наше представление об аниме

О чём на самом деле легендарное аниме, узнайте из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ