Европейская философия зародилась примерно в 6 веке до н.э. в Древней Греции. Разбираемся, с чьими именами связано ее появление и возможно ли определить, кто был первым философом.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Как возникла философия?
Сознание древнего человека было мифологично. Мифы, появившиеся в ритуалах и рассказах, объясняли мир и представляли его структуру. Появление философии связано с переходом от мифологической к рациональной картине мира. Человеку уже недостаточно мифологического объяснения, оно больше не кажется истиным. Возникают вопросы к миру и желание его исследовать.
Философия на раннем этапе не была отдельной областью знания. Ее формирование происходило постепенно, поэтому точку возникновения философии нельзя ограничить конкретным годом и связать с одним именем. Но существуют ключевые этапы и мыслители с ними связанные.
Периодизация: от архаики к классике
Античная философия началась с архаического или раннегреческого периода (6-5 век до н.э). Философия и наука зародились в Древней Греции одновременно и поначалу не разделялись. Ранних философов интересовало в первую очередь устройство мира и природы, или, как их называли, «космоса» и «физиса». Поэтому позже Аристотель назовет их «физиологами», то есть толкователями природы.
Следующий период — классической греческой философии — связан с обретением философией самостоятельности и созданием великих философских систем Платона и Аристотеля. Открывает классический период Сократ, поэтому всех предыдущих философов архаики принято называть досократиками.
«Философия начинается с Фалеса»
Первым среди досократиков был Фалес Милетский (родился между 637–624гг до н.э.) Он был одним из семи мудрецов, наиболее почитаемых древнегреческих мыслителей. Аристотель называл Фалеса первым греческим философом. Вместе с Анаксимандром и Анаксименом Фалес представляет Милетскую школу, названную по имени города Милет.
Эта школа занималась в основном вопросами естественных наук. Они сделали открытия в области астрономии и математики, а Фалес однажды удивил современников точным прогнозом солнечного затмения. Особенно их интересовало происхождение Земли и других небесных тел. Фалес считал источником всех вещей воду, Анаксимен — воздух, а Анаксимандр — бесконечную и вневременную первосубстанцию.
Пифагор — математик, мистик и первый «любомудр»
Другой ключевой мыслитель архаического периода — Пифагор, родившийся около 570 года до н.э. Он первым назвал себя философом (от греческих слов «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость), то есть человеком, любящим мудрость и стремящимся к ней. Пифагор считал, что «все есть число», всегда существует рациональное сочетание любых величин. По его мнению, мир управляется математическими отношениями.
Пифагор противоречиво сочетал в себе черты гениального ученого и иррационального мистика. Он основал не только математическую школу, но и религию, собственный орден. Он учил одновременно и математике, и не есть бобы и не прикасаться к белым петухам. Он доказал всем известную теорему о соотношении сторон прямоугольного треугольника и разрабатывал идею метемпсихоза, переселении душ.
Математико-теологический подход Пифагора повлиял на Платона и дальнейшее развитие философии.
Пифагорейцы, так же как и остальные досократики, уделяли большое внимание естественнонаучным исследованиям. Они определили правильный порядок планет, впервые высказали мысль, что земля имеет форму шара. И Пифагор, и Фалес, и другие досократики внесли важный вклад в развитие философии. Они не только смотрели на мир с удивлением и искренним интересом, но и ставили философские вопросы о первоначалах и сущем.
Но все же первым человеком, воплощающим классический образ философа был Сократ.
Антропологический переворот Сократа
Сократ (469-399гг до н.э.) интересовался не устройством окружающего мира, а духовным устройством человека и предлагал познать, в первую очередь, самого себя. Он сместил фокус внимания с физики, или натурфилософии, на этику и антропологию.
На основе идеи о познании как диалоге Сократ выработал собственный философский метод. Он не учил своей доктрине и не читал лекций, а задавал человеку вопросы. Через цепочку наводящих вопросов он вскрывал противоречия во взглядах собеседника, заставляя того признать свое невежество и усомниться в убеждениях. Затем они вместе приходили к истине, знание которой, как считал Сократ, уже заложено в каждом человеке.
Этот метод он называл майевтикой или искусством повивальной бабки: собеседник рождал истину во время диалога, а Сократ помогал ему, играя роль своеобразной повитухи.
Жизнь Сократа была неотделима от его философии. Он стремился не только познавать категории истины и морали, но и жить в соответствии с ними. Сократ отождествлял добродетель со знанием. Тот, кто познал добро не может действовать аморально, а зло происходит от невежества.
К земным благам Сократ был равнодушен: он ходил босым, носил одну и ту же одежду круглый год, ел простую пищу. Стойкость духа он проявлял и в семейной жизни, спокойно перенося упреки своей жены Ксантиппы, которую современники описывали как сварливейшую из женщин. Даже смерть Сократа стала подтверждением его убеждений. Он был казнен за свои философские взгляды, добровольно отказавшись от возможности избежать смерти.
Так кто же первый?
Хронологически первым архаиком был Фалес Милетский. Его авторитет как мудреца был бесспорен среди современников, но все же круг интересов Фалеса и остальных натурфилософов — изучение природы, окружающего мира. Здесь философия безусловно присутствует, но в связке с естественными науками.
Пифагор первым назвал себя философом и определил философию как процесс приближения к мудрости. Он основал школу и создал учение, которое повлияло на философию на многие века вперёд. Пифагор, конечно, был философом. Тем не менее, его концепция пронизана мистицизмом и во многом носит религиозные черты.
Сократ не был первым, кто поставил философские вопросы и искал на них ответы. Но его жизнь — и интеллектуальная, и частная, — была настоящей жизнью философа. Сократ ввёл в философию человека. Целью его жизни был поиск истины и осуществлял он этот поиск рациональными философскими средствами. В этом смысле Сократ был первым философом.