До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Психологические проблемы «Отчаянных домохозяек»

В отличие от многих сериалов, ориентированных на женскую аудиторию, «Отчаянные домохозяйки» не сфокусированы на романтической линии. Отдельной темой в сериале становятся детско-родительские отношения. Разберем психологические проблемы героинь.
Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Габриэль Солис

Таких женщин, как Габи, называют роковыми красотками. Она одержима собственной внешностью, богатством и сексом и кажется поверхностным и плоским персонажем. Однако с развитием сюжета нам открываются ее истинные переживания, умение любить и стойко переносить удары судьбы.
В раннем детстве Габриэль пережила смерть отца, а мать была к ней абсолютно равнодушна. Несмотря на бедность и отсутствие поддержки, девочка точно знала, к какой жизни стремится, и быстро усвоила, что ее красота — отличный способ достичь цели. Так, основной стратегией получения желаемого для Габи стали манипуляции, и этот навык она освоила на 100%.
Ключевым трагичным эпизодом ее юношества стало многократное сексуальное насилие со стороны отчима. Конечно, подобные события не проходят бесследно для психики. Полученная травма проявилась в двух особенностях: одержимости сексом и стремлении скрывать свои чувства под маской улыбки.
На первый взгляд, отношения Габриэль с мужем строятся лишь на этом. Она не может прямо сказать ему о своем глубоком чувстве одиночества, ввязывается в страстный роман с садовником и продолжает решать семейные проблемы в постели. Однако, когда проблем становится все больше, а Карлос теряет возможность финансово обеспечивать ее образ, мы видим, что Габи учится по-новому проявлять свои чувства и брать на себя ответственность. Карлос, в свою очередь, начинает видеть ее любовь и помогает жене пережить ее страшные внутренние конфликты.
В самые тяжелые времена в семье Солис рождаются две дочери. Однако мы редко видим на экране Габи в роли матери. Не получив материнской любви и заботы в детстве, она не умеет проявлять их по отношению к своим детям. Компенсировать это Габриэль старается привычным для себя способом — красивой картинкой. Она устраивает дорогие праздники, покупает лучшие игрушки, но взять на себя роль эмоционально близкого человека для нее оказывается невозможно.
Все это, конечно, сказывается на детях, и в какой-то момент они становятся неуправляемыми. Тогда на помощь жене приходит Карлос. Понимая особенности характера Габриэль, он берет на себя воспитание девочек, а ее буквально учит быть рядом с ними.

Сьюзан Майер

Сьюзан — первая героиня, с которой нас знакомит сериал. Она милая и обворожительная, но совершенно не умеет контролировать собственные эмоции и стремится во всем полагаться именно на них. Подобное поведение в психологии называют инфантильным. Это значит, что взрослый человек в чем-то продолжает вести себя как ребенок или подросток.
Причины инфантильности Сьюзан можно найти в ее детстве. Ее воспитывала крайне эмоциональная и легкомысленная мать-одиночка. Подробно о ранних годах Сьюзан в сериале не рассказывается, но мы с легкостью можем понять, что выстроить стабильные отношения в ее семье было невозможно. Она не научилась отстаивать собственные границы и различать границы других, принимать взрослые решения и заботиться о себе. Ее основная копинг-стратегия — найти человека, который будет заботиться о ней и исправлять последствия ее инфантилизма. Именно поэтому она умеет так легко нравиться мужчинам: для ее психики это надежный способ передать кому-то ответственность за свою жизнь.
Одно из главных последствий подобного поведения — судьба ее старшей дочери Джули. После развода с мужем, который был для Сьюзан опорой, она не была готова к новым отношениям, и поэтому заботиться о ней пришлось двенадцатилетнему ребенку. Так, Джули пришлось взять на себя все бытовые обязанности, а чуть позже и эмоциональные проблемы матери. В первом сезоне мы не раз видим, как именно Джули помогает маме разбираться в отношениях с Майком и принимать судьбоносные решения. На саму Джули это повлияло негативно. Привыкнув к сложностям с ранних лет, она не может выстроить спокойную жизнь и постоянно связывается с непростыми мужчинами.
Кажется, что с появлением Майка все в жизни Сьюзан встает на свои места. Он берет на себя решение ее «взрослых» проблем и переживаний, становится стабильным родителем для их сына Эм Джея, а Сьюзан спокойно реализуется в профессии и с азартом включается в детские передряги сына.
Но жизнь Майка резко прерывается, и Сьюзан снова скатывается в роль жертвы. Подруги и дочь бросаются ей на помощь, но в этот раз Сьюзан берет жизнь в свои руки. После драки со школьной учительницей она осознает, что проживает свою потерю способами своего маленького сына и делает шаг в сторону взрослой позиции. Она помогает Эм Джею пережить накопившуюся обиду и принимает первое взрослое решение — переезжает из Вистерия Лейн в город, чтобы помогать дочери с новорожденным ребенком.

Линетт Скаво

С первого сезона Линетт Скаво стала «главной матерью» сериала. Если у остальных подруг с Вистерия Лэйн дети уже выросли или еще вовсе не появились, то Линетт находится на пике заботы о новорожденной девочке и трех почти неуправляемых мальчишках-дошкольниках. Попытки хоть как-то контролировать старших близнецов и оставаться хорошей матерью доводят Линетт до нервного срыва и в один момент едва не толкают к суициду.
Позже мы узнаем, что стремление героини все держать под контролем — это не просто попытка усмирить детей, а стиль ее жизни. Линетт пришлось повзрослеть очень рано, когда ее мать заболела раком и начала пить. Будучи подростком, Линетт взяла на себя роль родителя для младших сестер и стала выполнять все бытовые обязанности матери. Единственным способом справиться с подобной ответственностью для нее стал тотальный контроль. Тогда-то юная девушка и научилась не замечать собственной усталости, работать на износ и на 10 шагов вперед просчитывать последствия собственных решений.
Эти качества помогли ей построить великолепную карьеру в рекламном бизнесе. После воспитания сестер она уже не хотела детей, но судьба распорядилась иначе, и Линетт стала многодетной матерью. Неудивительно, что в таких обстоятельствах ее отлаженные механизмы контроля и решения проблем перестали работать, и Линетт настиг глубокий кризис. Преодолеть его помогло лишь снижение требований к самой себе в роли матери и расстановка приоритетов.
Новые принципы воспитания, которых начинает придерживаться Линетт, полностью отражают концепцию «достаточно хорошей матери», разработанную педиатром и психоаналитиком Дональдом Винникоттом. Согласно ему, чтобы избавиться от чувства вины, мать должна придерживаться нескольких правил.
Во-первых, счастье матери так же важно, как счастье ребенка. Нереализованная, злая и вымотанная мать не способна эмоционально принять и поддержать ребенка. Поэтому Линетт возвращается на работу. Хотя из-за этого она реже видится с детьми, время, проведенное вместе, становится более значимым и радостным.
Во-вторых, мать должна давать детям достаточное количество внимания и заботы. Она обеспечивает ребенку безопасность, но не ударяется в гиперопеку.
В-третьих, достаточно хорошая мать — это не идеальная мать. Она не боится совершать ошибки и дает ровно столько, сколько нужно для правильного и здорового развития ребенка. Придерживаясь новых принципов, Линетт выстраивает гармоничные отношения в семье, учит детей поддерживать друг друга и не зависеть от родителей.

Бри Ван Де Камп

На первый взгляд жизнь Бри Ван де Камп — воплощение американской мечты: дом в пригороде, муж и двое детей.
Однако уже в первом сезоне мы узнаем, что за безупречно выглаженными занавесками в этом доме не все так идеально. Бри переживает измену мужа, сложные отношения с сыном и конфликты с инфантильной эгоистичной дочерью.
Постоянный стресс и тревогу Бри подавляет через уборку. Мы можем определить это как признаки обсессивно-компульсивного расстройства, которое характеризуется навязчивыми мыслями (обсессиями) и повторяющимися действиями (компульсиями). В случае Бри компульсии — это уборка. Но откуда у нее появилось это расстройство?
В одной из серий героиня делится историей смерти своей матери, которую сбила машина. После возникшей суматохи маленькая девочка осталась один на один с кровавым пятном на асфальте. Вымыв его, она почувствовала облегчение. Скорее всего, это и стало причиной фиксации на уборке как способе пережить проблемы. Так она будто бы маскирует их. По той же причине она скрывает свои истинные эмоции, будто стирая их, как грязь.
Своих детей она воспитывает с той же непроницаемой маской, из-за чего они не получают эмоционального тепла от матери. Устав от показательной бытовой гиперопеки, они стремятся вырваться во взрослую жизнь и всячески продемонстрировать свое отличие от матери максимально неподобающим поведением.
Для самой Бри это становится переломным моментом. Она осознает, что не справилась с ролью матери и уже вряд ли сможет исправить последствия. Бри сталкивается с алкогольной зависимостью, но длительная терапия в клубе анонимных алкоголиков помогает ей разобраться в своих чувствах, научиться снимать маску и более реалистично смотреть на мир.
Впоследствии ей все же удается принять своих повзрослевших детей со всеми их проблемами и особенностями. Она восстанавливает отношения с сыном, помогает дочери реализоваться и начинает воспринимать их как отдельных взрослых людей, а не часть своего образа идеальной домохозяйки.
ПСИХОЛОГИЯ КИНЕМАТОГРАФ