Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины «Голубые танцовщицы» Дега

Изящные балерины, трепещущие пачки, грация и изящество! Мир балета, с его изнуряющими буднями и магией, происходящей на сцене, не может не зачаровывать. Точно так же посчитал Эдгар Дега и стал первым художником, посвятившим этому виду искусства сотни полотен, рисунков и набросков. Об одном шедевре из этой серии мы сегодня и поговорим.

Время чтения: 1 минута

Композиция


Дега запечатлел четырёх балерин во время репетиции (или подготовки к выходу). Художник очень много времени проводил, наблюдая за балеринами и делая зарисовки. Его восхищала пластика и богатейшее разнообразие их движений. Так и здесь мы видим очень точное запечатление неуловимых и изящных позиций и жестов.

Именно композиция делает эту картину шедевром: Дега помещает фигуры в некое подобие закольцованного танца, заставляя взгляд зрителя блуждать внутри полотна по кругу.

Каждый может научиться не просто смотреть картины, но и анализировать приёмы и техники, использованные художником. Ловите ваш готовый план курсов, чтобы изучить искусство с нуля:


Фотографичность


Вполне возможно, что Дега изобразил в движении одну и ту же балерину, что напоминает раскадровку — в то время серийные фотографии, изучающие движение, были очень популярны (вспомним эксперименты Мейбриджа). Достоверно известно, что Дега был страстным фотографом и часто использовал фотографии при рисовании картин.

Использованием фотографии можно объяснить необычный ракурс — художник будто смотрит на балерин сверху, скажем, с колосников. Обращает на себя внимание и не типичный для картины квадратный формат. 

Колорит


Зрение Дега стремительно ухудшалось, что повлияло на его манеру. Именно тогда она стала приближаться к импрессионистической. Он стал много работать с пастелью (она позволяет работать в близком контакте с холстом), стал предпочитать писать большими цветовыми пятнами, как фовисты.

Полупрозрачность пастели передаёт воздушность движений балерин и магии танца. Беспроигрышное сочетание голубого и оранжевого с вкраплениями розового и зелёного создаёт богатство колорита.

Дега создал ещё несколько картин, похожих на эту, но именно «Голубые танцовщицы» выделяются из всех благодаря композиции и колориту. Нам очень повезло: именно этот шедевр находится в России в коллекции музея им. Пушкина в Москве. Всё благодаря коллекционеру Сергею Ивановичу Щукину, который приобрёл её во Франции у арт-дилера Дюран-Рюэля. Неудивительно, что он был очарован этой картиной.

Понравилась статья?
Читайте ещё об искусстве здесь.

Достаточно ли посмотреть фотографию произведения искусства в интернете? Зачем вообще ходить в музеи? Об этом слушайте подкаст нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ