Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Галина Сергеевна или Пуговка? За что мы полюбили «Папиных дочек»

«Папины дочки» – сериал-долгожитель конца нулевых: ситком продержался в эфире аж 20 сезонов! Впрочем, до конца досмотрели немногие. Так или иначе «Папины дочки» стали частью нашей поп-культуры, а о Пуговке и Галине Сергеевне не слышал, наверное, только тот, кто ни разу не смотрел телевизор. #АвторАннаМакарова

Чем история об отце-одиночке и его дочерях так покорила зрителей? И почему этот сериал стал прорывом для нашего телевидения? Давайте разбираться.

Русский ситком


Первая серия «Папиных дочек» вышла на канале СТС 3 сентября 2007 года. История об отце-одиночке, который воспитывает пять девочек, вызвала живой интерес у зрителей. Рейтинги росли: изначально запланированные 60 серий превратились сначала в 290, а затем в 410.

«Папины дочки» – первый оригинальный российский ситком, права на который купили зарубежные кинокомпании. Например, на немецком ТВ появилось шоу «Полный дом дочек» (2009). Шоу Вячеслава Муругова и Александра Роднянского стало настоящей гордостью нашего развлекательного телевидения. Оказалось, что всего за несколько лет сценаристы успешно освоили типичный американский комедийный жанр. Ситком окончательно русифицировался и даже смог претендовать на экспорт.

Но «Папины дочки» оказались уникальным проектом не только потому, что были сняты по оригинальному сценарию. Сам концепт сериала тоже довольно необычен.

Дело в том, что обычно ситкомы тяготеют к мелодраматическим линиям. Вспомните хотя бы «Друзей» или «Как я встретил вашу маму». Даже в «Теории большого взрыва» сюжетообразующими с самого начала становятся отношения Леонарда и Пэнни. Первый ситком, который успешно адаптировали в России, не стал исключением: «Моя прекрасная няня» тоже интригует любовной линией.

«Папины дочки» сместили все акценты. Романтическая любовь, свадьба, совместная жизнь – все это осталось в далеком прошлом. В кадре же мы видим уставшего отца-одиночку, еле справляющегося с ежедневным бытом.

Возможно, доктор Васнецов не вызывал бы такую симпатию, если бы роль отдали другому актеру. Именно Андрею Леонову удалось создать не персонажа-маску, а живого и по-своему обаятельного героя.

Работа со стереотипами


Что касается дочек, здесь шоу точно не удивляет невиданными ранее образами. Заслуга создателей не в оригинальности героинь, а в их взаимодействии.

Каждая из сестер обыгрывает тот или иной стереотип. Маша – старшая дочь, глупая, но красивая старшеклассница. Обожает розовые вещи, меняет парней как перчатки и мечтает стать актрисой. Другими словами, никак не обогащает знакомый всем образ, отчего для многих является самой скучной героиней. Конечно, можно обвинить в этом актрису, но девушке было попросту нечего играть. Маша – это старый анекдот, который всем слишком хорошо знаком, чтобы все еще над ним смеяться.

Даша – типаж, обыгрывающий моду 2007 года. Это стереотипный сложный подросток, бунтующий против мира, и ее мрачный образ выгодно контрастирует с жизнерадостностью старшей сестры.

Двух категорически не похожих сестер постоянно сталкивают, из-за чего рождаются забавные ситуации. Подобное столкновение противоположностей – классический прием для ситкомов: например, в «Теории большого взрыва» занудный ботаник и гик Леонард влюбляется в легкомысленную блондинку Пенни. Больше о том, как работают комедии, вы узнаете на нашем курсе «Кинематограф. В теории и на практике»: 


Следующая по старшинству – Женя. Она типичная «пацанка»: обожает спорт, предпочитает мальчишескую компанию и обладает внушительной физической силой. Две старшие сестры стали удачным дуэтом, в котором понятно, откуда браться юмору. Возможно, Жене не хватило такой же «напарницы», которая бы оттеняла ее образ.

Не исключено, что ей должна была стать Галина Сергеевна, но она оказалась слишком самодостаточным персонажем. Героиня Лизы Арзамасовой воплощает один из самых устойчивых стереотипов: невыносимую «всезнайку» со строгими принципами и одеждой из бабушкиного шкафа. Персонаж одновременно отсылает нас и к старому «Ералашу», и к «Чучелу». Как и в случае с Машей и Дашей, авторы решили сыграть на контрастах и познакомили Галину Сергеевну с двоечником Полежайкиным.

Пятой дочкой является Пуговка, которая очаровывает своей непосредственностью и смешит не по-детски глубокими высказываниями.

Ненужное продолжение


Создателям не удалось сохранить качество сериала на протяжении всех 20 сезонов. Кажется, что самым разумным решением было закончить сериал после ухода из него Андрея Леонова. Но создатели просто превратили папиных дочек в маминых, полностью изменив общую концепцию, но оставшись в эфире.

Тогда шоу начало выдыхаться и потеряло свою изначальную атмосферу. Вместо трогательного и обаятельно нелепого Сергея Васнецова в сюжете появилась весьма уверенная в себе мама. Сами девочки росли и менялись, что сказывалось на персонажах не лучшим образом.

Сравните постеры первого и последнего сезона «Папиных дочек». В первом случае на нас смотрят пять разных героинь – непохожих, со своими причудами и особенностями. На втором же постере перед нами пять симпатичных девушек без каких-либо ярких характеристик. Они больше похожи на бывших одноклассниц из выпускного альбома, а не на остроумно придуманных персонажей сериала.

Сменились и интерьеры: вместо скромной и узнаваемой городской квартиры появился шикарный частный дом, бестолково объединивший всех персонажей под одной крышей. Так героини не только лишись уникального обаяния, но и полностью выпали из знакомой зрителям бытовой реальности.

«Папины дочки» ярко продемонстрировали две вещи:

  1. Российское телевидение уже в 2007 году было способно создать неплохой оригинальный ситком;
  2. Оно оказалось абсолютно неспособным вовремя его закрыть.

Так или иначе сериал стал ярким явлением нашей поп-культуры и даже обрел вторую жизнь в ностальгических мемах, а имя Галины Сергеевны стало практически нарицательным. Сейчас мы вспоминаем «Папиных дочек» с теплотой, ведь они напоминают нам о беззаботных временах, когда юмор был незамысловатым, а сериалы не отличались глянцевой картинкой.

А что вы думаете о «Папиных дочках»? Какая из сестер нравилась вам больше всего?

«Папины дочки», безусловно, стали шагом вперед для для российского ТВ, адаптировав американский жанр под нашу действительность. Комедия – один из самых богатых и разнообразных киножанров. Ему посвящен 3 блок нашего курса «Кинематограф. В теории и на практике»:

  • 48 часов лекций
  • доступ навсегда
  • онлайн в любое время!

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ

Скачивайте наше приложение: 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!


Android | iOS

Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт

КИНЕМАТОГРАФ