Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Гарри Поттер» – это серьезная литература?


Первая книга о Гарри Поттере вышла в 1997 году. На этот момент имя Дж. К. Роулинг было никому не известно. Более того, жизнь самой писательницы вряд ли можно было назвать успешной: она одна воспитывала детей, жила в абсолютной нищете, у нее умерла мать, а муж ушел из семьи. Никто и не мог подумать, что в скором времени Роулинг прославится, а ее книги будут выходить миллионными тиражами. 

Успех «Гарри Поттера» в современной литературной реальности выглядит не совсем обычно, ведь в XXI веке у книг есть влиятельные конкуренты: кино, видеоигры, интернет. Тем не менее популярность «Гарри Поттера» показывает, что люди готовы читать. И читать увлеченно. Кто-то скажет, что серия книг о Поттере – это массовая литература, обычное фэнтези, и в интересе читателей нет ничего удивительного. Так ли это? Попробуем разобраться.

Автор Кирилл Сивков 

Детская литература?


Многие воспринимают «Гарри Поттера» как обыкновенную сказку для детей, которая была написана совершенно случайно и имела такой же спонтанный успех. Говорят, что замысел книги возник в 1990 году, когда писательница ехала в переполненном поезде из Манчестера в Лондон. Также легенда гласит, что первая книга из семи была написана в кафе.

Но если мы подробнее рассмотрим процесс работы Роулинг над текстом, то удивимся скрупулезности писательницы. Прежде всего она стала прорабатывать план всех семи книг (сакральное число здесь неслучайно). Чтобы сюжетные линии органично вытекали одна из другой, Роулинг создавала таблицы, по которым можно наглядно проследить развитие действия и судеб героев. Интересно, что некоторые намеченные сюжеты так и не вошли в окончательный текст: например, подробности о судьбе Макгонагалл.

Иными словами, Роулинг заранее знала, чем должен закончиться «Гарри Поттер» и что ждет главных и второстепенных героев. Об этом свидетельствует то количество намеков и знаков, которые она оставляет в разных книгах: вспомните загадку змеиного языка, которым владеет Гарри, предсказания профессора Трелони, действия Дамблдора и др.
Такая работа требует больших затрат времени, и Роулинг признается, что всегда относится к написанию книг очень дисциплинированно.

Писательница устраивает себе полноценный рабочий день, за который пишет как новые страницы будущего произведения, так и оттачивает то, что было уже написано. На создание всей серии книг у нее ушло 17 лет (1990–2007) – это нормальный срок для написания хорошей литературы. «Властелин колец», например, писался двенадцать лет, «Война и мир» – шесть.

Параллели с другими произведениями


Литературоведы, занимающиеся изучением текста о Гарри Поттере, пришли к единогласному выводу, что он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Для написания такого масштабного произведения Роулинг обращалась к литературной традиции.

Прежде всего стоит назвать «Властелина колец» Толкина, с которым у произведения обнаруживается ряд параллелей. Например, прототипом крестражей в «Гарри Поттере» становится Кольцо Всевластья, обе книги постоянно обращаются к фольклору и мифам, а ещё в них есть как могущественный светлый волшебник, так и воплощение абсолютного зла.

Но, помимо очевидных параллелей, можно найти и скрытые. Например, история невозможной любви между Северусом Снейпом и Лили Эванс очень напоминает историю любви Данте Алигьери и Беатриче. Первые познакомились в возрасте восьми лет, вторые – когда Данте было девять, а Беатриче восемь. У обеих героинь зеленые глаза. Подруги Беатриче смеялись над Данте, а друзья Лили – над Снейпом.

Важен здесь и мотив смерти: Лили, как и Беатриче, рано умирает, и любовь к ней герой проносит через всю жизнь. В смерти Снейпа также видят намек на дантовский мотив. Когда профессор зельеварения умирает, он просит Гарри взглянуть на него. В «Божественной комедии», глядя в изумрудные глаза Беатриче, Данте переносится из земного рая в небесный.

Таких параллелей с предшествующей культурой можно обнаружить множество. Например, Дары Смерти связаны сразу с несколькими текстами. Во-первых, это германо-скандинавская мифология, а именно «Песнь о Нибелунгах». Напомним, что Дары Смерти – это Бузинная палочка, Воскрешающий камень, вставленный в кольцо, и Мантия-невидимка.

В скандинавском же эпосе злобный карлик Альберих сторожит следующие артефакты: жезл, дающий власть над миром, проклятое кольцо и плащ-невидимку. Примечательно, что все эти предметы не сулят ничего хорошего своим владельцам.

Еще основой для легенды о Дарах Смерти стал сюжет Чосера из «Кентерберийских рассказов», где три пьяницы решают расправиться со смертью. По пути они встречают старика, который рассказывает, что видел смерть на кладбище. Придя туда, путники не находят смерть, но находят три мешка с золотом. Их обуревает алчность, и в итоге все они погибают.

Подобных перекличек в «Гарри Поттере» можно найти множество, и Роулинг не скрывает, что обращалась к текстам предыдущей культуры вполне сознательно. Например, она называет таких авторов, как Диккенс, Остин, сестры Бронте, Эдит Несбит и др.

Привлекательность книг о «Гарри Поттере»


Привлекательность книг о Поттере – в их кажущейся простоте. При этом они популярны у людей разного возраста. Связано это с тем, что у Роулинг получилось создать текст, которого так не хватало в современном мире.
На протяжении всей своей истории человечество стремилось защититься от враждебной окружающей среды, будь то темный лес с хищниками или несправедливое общественное устройство. Часто формой такой защиты является создание вымышленного мира, который держится на вере в добро и справедливость.

На этом построено большинство сказочных и религиозных сюжетов. Например, герои сказок проходят обряд инициации, который связан со смертью и возрождением, и в религии мы видим тот же мотив воскрешения. И это возрождение всегда происходит в новом качестве: вспомним, например, смерть Гарри Поттера в финальной битве с Волан-де-Мортом.

Жанр фэнтези в современном мире выполняет ту функцию, которую раньше выполняли сказки или религиозные учения. Очень точно об этом написала У. Ле Гуин: «Фэнтези – самая естественная, самая подходящая форма для описания духовных странствий в противоборстве добра и зла в человеческой душе».

Таким образом, перед нами тщательно выверенный цикл книг, вбирающий в себя лучшие традиции мировой литературы и оживляющий глубинные культурные смыслы, которых не хватает современному человеку. А о том, что это история о взрослении, преодолении страхов, борьбе с несправедливостью и т. д. уже и так сказано немало.

Замечали ли вы интересные отсылки в «Гарри Поттере»? И что эта история значит для вас?

Откройте для себя по-новому русскую и европейскую литературу с нашим видеокурсом «История литературы за 24 часа»:
от древнейших текстов до постмодернизма
Онлайн в любое время
Доступ навсегда
Ссылка на курс