Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина «Рождение Венеры» Боттичелли?

«Рождение Венеры» — одна из самых известных работ великого итальянского художника эпохи раннего Возрождения Сандро Боттичелли. Живописец по-своему интерпретировал миф о рождении богини любви. Рассказываем, почему у нее печальное лицо, и о чем хотел рассказать Боттичелли?

Время чтения: 4 минуты.

Прообраз богини любви

Считается, что художник написал «Рождение Венеры» для двоюродного брата герцога Флоренции — Лоренцо Медичи. Натурщицей была Симонетта Веспуччи — первая красавица Флоренции. Современники восхищались ее обаянием и кротким нравом. Девушка умерла в 23 года от чахотки, после смерти она стала «лицом» флорентийского Ренессанса. Стоит отметить, что для эпохи Возрождения характерно изображение красоты окружающего мира. Это отличает Возрождение от Средневековья, где главным было показать аскетизм. Боттичелли хотел подчеркнуть взаимосвязь духовной и физической красоты.
Мы видим, что Венера стоит в морской раковине, поскольку она появилась из морской пены. Еще это символ женственности. Там, куда ступала богиня любви, вырастали цветы: роза (символ любви), маргаритка (чистота), анемон (трагическая любовь), василек (плодородие). Бог ветра Зефир дует на раковину, и она плывет к берегу. Зефира сопровождает жена Флора — богиня цветов. Бог ветра ассоциируется с земной, плотской любовью.
Сандро Боттичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов». 1476 год

Небесная и земная любовь

Поза Венеры похожа на античную статую. В ее образе чувствуется скромность и непринужденность. А лента в волосах показывает невинность богини любви. Справа на картине изображена богиня весны Ора Талло. Она символизирует небесную любовь. Кроме того, героиня ассоциируется с переходом в другой мир. Богиня весны была дочерью Зевса и Фемиды. Она отвечала за порядок в природе, поэтому везде сопровождала Венеру. Искусствоведы считают, что мирт (древесное растение) на шее Оры Талло — это символ вечных чувств. А апельсиновое дерево олицетворяет бессмертие.
Цвет на картине «Рождение Венеры» тоже имеет важное значение. Мы видим, что на полотне преобладают голубые оттенки, которые переходят в бирюзовые, серые. С помощью таких оттенков Боттичелли создает воздушность и холодность. Интересно, что бирюзовый цвет был характерен для замужних женщин, поэтому художник и окружил им супругов. Слева от Венеры присутствуют зеленые оттенки, они подчеркивают мудрость, торжество жизни над смертью.

Соблазняющий ветер Зефира и материнская забота Оры

Искусствоведы считают, что на картине «Рождение Венеры» есть противоборство Бога ветра Зефира и нимфы Оры Талло. Если в образе Зефира художник показывает мужскую сексуальность, то богиня весны похожа на мать, которая закрывает Венеру от соблазняющего ветра. Интересно, что сила ветра бога направлена не на море, а на мантию, которую держит Ора.
Богиня любви же спокойна, в ее глазах нет счастья и радости. По мнению искусствоведов, это связано с тем, что героиня отказывается от сексуальности в пользу божественной материнской силы. Ей суждено стать богиней любви, но сама она никогда не почувствует влечения, земных радостей. При этом у нее нет выбора. Когда Ора укроет Венеру мантией, она примет судьбу. Героиня рождается, но при этом сразу теряет жизнь. Как только Венера выйдет из раковины, она станет богиней.
Экзамен по истории искусства не за горами, и вам приходится тратить кучу времени на зубрежку билетов? С саммари «Главные художники эпохи Возрождения: от Босха до Рафаэля» вы быстро подготовитесь к экзамену, и у вас еще останется время на ютуб и встречи с друзьями. Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Рафаэль Санти тоже был одним из величайших художников эпохи Возрождения. Одной из его последних и наиболее значимых работ является картина «Преображение». Рассказываем про нее в статье:
О чем картина «Преображение» Рафаэля?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО