Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Правда и мифы о Сальери

Антонио Сальери — известный австрийский композитор XVIII века, который оказался неразрывно связан в нашем сознании с другим гением того времени, Вольфгангом Амадеем Моцартом. Разбираемся, почему так вышло и чем на самом деле прославился Сальери.
Время чтения: 5 минут

Жизнь Сальери

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском городке Леньяго, в семье торговца. Его первым учителем стал старший брат, на концерты которого Антонио сбегал с уроков. После смерти обоих родителей его приютила известная в Венеции семья Мочениго. Венецианский период его жизни продлилися недолго — в 16 лет он поехал в Вену к своему наствнику, Флориану Гассману, который дал Сальери возможность обучаться не только нотной грамоте и инструментам, но и языкам, литературе и светским манерам.
Известность к Сальери пришла в 1770 году, когда он написал оперу-буфф «Образованные женщины». Изначально её должен был написать по заказу Гессман, но тот был занят другими сочинениями и дал талантливому ученику возможность сочинить комедию.
Спустя несколько лет, в 1974 году, Антонио Сальери занял одну из важнейших должностей в европейской музыкальной сфере — он унаследовал от учителя пост придворного композитора камерной музыки. В то же время он стал камельмейстером итальянской оперной труппы. Позже он стал одним из самых знаменитых придворным капельмейстером Европы, учил известных композиторов, среди которых были Бетховен и Шуберт, сочинил более 40 опер и несчетное количество произведений малой формы. Его композиторский талант был востребован и в консервативной Вене, зрители которой предпочитали традиционные итальянские оперы, и среди постоянно ищущих новизну в музыке французов на пороге революции.
Курс, который заменит вам 30 книг, десятки документалок и множество разрозненных видео об истории музыкальных традиций:
Его старость омрачили слухи о вражде с Моцартом и подозрения в убийстве композитора-соперника, которые с радостью подхватили конкуренты — интриги среди европейских придворных музыкантов можно сравнить с современными шпионскими фильмами, так много там происходило заговоров и махинаций по устранению неугодных людей.

Сальери завидовал Моцарту?

Два композитора работали при Венском дворе императора Иосифа II, но их должности были разными — Сальери был, по нашим меркам, музыкальным директором, а Моцарт работал как независимый композитор и музыкант. Однако в истории музыки есть миф о том, что Сальери завидовал Моцарту. Откуда он появился и есть ли в нём хоть какой-то элемент правды?
Есть мнение, что Сальери сознательно препятствовал карьере Моцарта и не давал ему возможности показать свой талант. Однако доказательств этому нет: композиторы не были близкими друзьями, но часто взаимодействовали друг с другом. Сальери помогал Моцарту в некоторых его проектах, дирижировал премьеру Симфонии №40 и способствовал возвращению «Свадьбы Фигаро» в репертуар после того, как получил должность венского капельмейстера.
Между ними была конкуренция, как и между всеми композиторами той эпохи. Но когда Иосиф II устроил состязание между Моцартом и Сальери, в котором каждый из них писал одноактную комическую оперу, победителем был признан Сальери. Его произведение посчитали законченным и выдержанным стилистически.
Кроме того, многие известные композиторы и музыканты того времени оставляли положительные отзывы о музыке Сальери. Как композитора, музыканта, педагога его уважали и его талантливые ученики, вошедшие потом в историю музыки. Со многими он занимался бесплатно в память о том, как ему самому когда-то дали шанс.
Учитывая то, что оба композитора были широко известны, в заявлении о какой-либо антипатии Сальери нет логики: чему мог завидовать придворный капельмейстер, который нашёл свое место в жизни и, к тому же, был старше на несколько лет?

Убийство Моцарта

Второй миф, связанный с именем Сальери, повествует о том, что композитор из зависти и ненависти отравил Моцарта. Историки музыки и биографы Сальери отрицают это, указывая на то, что миф был популярен только в фантазии некоторых людей.
Эта теория распространилась в первую очередь среди российского общества благодаря маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». В Европе никто не думал, что Сальери мог быть причастен к смерти Моцарта, так как наибольшую популярность получила версия о том, что его убил ревнивый любовник жены.
М. А. Врубель. Иллюстрация к «Моцарту и Сальери» А. С. Пушкина
У всех музыкантов при императорском дворе была своя мотивация: все хотели, чтобы на них были сосредоточены внимание общественности. Возможно, на Сальери затаил обиду кто-то из коллег и позже поддержал слухи, которые раздула пресса. Эти слухи появились из-за того, что постаревший и страдавший деменцией композитор якобы сказал кому-то из санитаров в лечебнице, что действительно был причастен к смерти Моцарта. При этом санитары, приставленные к нему, клялись, что ничего подобного им никогда не говорили.
Легенда об отравлении Моцарта стала основой для нескольких экранизаций, музыкальных постановок и литературных произведений. Миф затмил реальность — сегодня знающие его имя обычно не в курсе реальной истории и вклада Антонио Сальери в музыку.
Сальери и Моцарт были известны в свою эпоху и оставили след в истории развития музыкального искусства. Другие века тоже могут похвастаться своими исключительными талантами. О некоторые из них можно прочитать в этом материале:
Кем была «могучая кучка»
Об исторических бездоказательных легендах и их появлении на свет — в подкасте нашего проекта:
МУЗЫКА ИСТОРИЯ