Мартин Хайдеггер — один из важнейших представителей экзистенциализма. Как и других философов этого направления, его особенно волновал вопрос человеческого существования — экзистенции, разворачивающейся в жизни и смыслообразующей основы человеческого бытия. Главный труд Хайдеггера — «Бытие и время». Именно там происходит знакомство с центральными категориями его философии: dasein, бытием, ничто, пустотой.
Бытие
Научные интересы мыслителя носили экзистенциально-онтологический характер. Он обращался к основам существования и смысла. В человеке он видел единственного, кому смысл доступен. Но для того чтобы постигнуть истину, необходимо самому обратиться к бытию (das Sein), взывая его, открыть собственный смысл.
По этой же причине недостаточно пассивного существования в мире. Важно стремиться к познавательной деятельности, обращаясь к миру и себе как к объекту исследования. Только в подлинных отношениях и переживаниях субъекта возможно возникновение настоящего знания.
Роль ищущего истину значима, так как для выполнения необходима сознательность и ответственность субъекта. Тот, кто ищет смысл, должен быть готов к знакомству с чем-то большим, чем он сам. Интересуясь бытием, человек подлинно проживает его как экзистенцию, существование явлений.
Осознанное «бытийствование» в поисках истины — то, что Хайдеггер обозначил понятием dasein. Это некое сознательное положение субъекта, задавшего вопрос о смысле. Состояние это проживается в настоящий момент жизни человека. Перевод термина на русский — «здесь-бытие», «присутствие», «вот-бытие» — отражает его смысл.
Другие концепции
Помимо бытия человеку в поисках может приоткрыться ничто (das Nichts) — другая сторона жизни, соседствующая с бытием. С ничто субъект знакомится, пребывая в angst, то есть в страхе, ужасе.
Ужас сопровождает бытие-в-мире; от него нет никакой защиты, встреча angst и dasein неожиданна, к ней нельзя подготовиться. Испытываемый страх схож с тревогой перед смертью, неизвестностью, открывающейся человеку, в которой нет места здесь-бытию, жизни.
От аgnst не исходит конкретной угрозы. Столкнувшись с ним, субъект ещё не понимает, что именно порождает опасение. Ничто нигде не существует и никак не переживается до встречи с аngst. Оно устрашает своей не-бытностью, не-существованием и окружающей его всепоглощающей тишиной, неким вневременным загробным покоем. Это отличает его от привычного конкретного негативного намерения нанести нам вред, которое скорее вызывает панику.
В ужасе переживается dasein как бытие, которое наличествует. Ничто приоткрывает свои двери, поэтому человек может увидеть просвет истины. Это происходит за счёт противопоставления имеющегося у него бытия небытию, которое перед ним возникло. В это мгновение с особой остротой осознаётся конечность существования живого.
Принимая эту мысль, субъект должен найти силы жить дальше, используя приобретённый опыт, чтобы наполнить жизнь смыслом до того, как она завершится в бездне ничто. Вернётся туда, откуда пришла.
Дазайн-анализ
Концепты, описываемые Хайдеггером, частично выходят за пределы экзистенциализма и онтологии в сторону антропологии и психологии. Это стало почвой для появления дазайн-анализа. Дазайн-анализ можно назвать одним из самых значимых итогов развития мысли немецкого экзистенциалиста: этот феномен объединяет его учения с психотерапевтической практикой. Многие психоаналитики уточняют, что дазайн-анализ продолжает психоанализ Фрейда.
Синтез философии и психоаналитической традиции стал возможным благодаря трудам Людвига Бинсвангера и Медарда Босса. Они первые внедрили дазайн-анализ в работу психоаналитиков и психотерапевтов в конце XX века. Во многих странах продолжается активная практика этого метода, несмотря на то что первоначально дазайн-анализ не хотели принимать в качестве психотерапевтического средства работы с людьми.
В первую очередь дазайн-анализ предполагает изменение отношения пациента к проживаемому опыту. Человек обращается к миру и вещам в нём непосредственно, избегая наслаивания мировоззренческих установок. По этой причине дазайн-анализ называют феноменологической практикой, учитывая направленность на конкретные вещи и смысловое содержание.
Другое значение анализа состоит в возможности проникнуть к сути мира, к смыслу здесь-бытия — это то, к чему призывал в своих работах сам Хайдеггер. Предполагается, что пациент после терапевтической работы должен быть готов постигнуть сокрытый смысл и реализовать его в своей жизни.
Таким образом, категория дазайн, введённая Хайдеггером, оказывается одной из фундаментальных для его онтологической концепции, так как через нее раскрывается отношение человека к бытию и ничто. Через понятие дазайн стало возможным разъяснение понимания бытия как бытия сущего. Работа «Бытие и время», в которой изложены ключевые моменты философии Хайдеггера, оказала влияние на многих мыслителей эпохи, среди которых были Жан-Поль Сартр и Жак Лакан.
Так понятие дазайн становится не только философским, но и междисциплинарным феноменом, найдя себе место также в области антропологии и психологии. Таким образом оно иллюстрирует применение философских идей на практике.