Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Французская поэзия конца XIX столетия стала во многом определяющей для модернизма XX века. Верлен, Малларме, Рембо открыли особенный поэтический язык, основанный на аллегоричности и намеках. Для обозначения нового направления Верлен даже создал особое понятие — «проклятые поэты». Так он обозначил круг близких ему авторов, которые не были признаны широкой аудиторией.

Образ жизни «проклятые поэты» тоже вели вызывающий. Пожалуй, самой знаменитой стала история Верлена и Артюра Рембо. Сегодня мы попробуем разобраться, как складывались отношения двух поэтов и как их жизнь повлияла на их творчество.

Проклятые поэты

Понятие «проклятые поэты» придумал Поль Верлен: так он назвал цикл статей, который вышел в 1883 г. «Проклятыми» были поэты, которые сознательно отказались от буржуазных ценностей, ушли в мир идей и фантазий. В эпоху критического реализма они говорили о неуловимом, зыбком, иррациональном.

Так, Рембо искал смысл не в словах, а в буквах, которые сами по себе обычно ничего не значат. В стихотворении «Гласные» он писал:

А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!

Кроме Артюра Рембо, Верлен относил к «проклятым поэтам» Тристана Корбьера, Стефана Малларме и некоторых других. Но его определение сразу стало нарицательным: так стали называть Вийона, Китса, Эдгара По и Бодлера — тех, чьи жизнь и творчество не вписывались в общепринятый канон. Их отличали эпатаж, бунт, интерес к запретным темам сексуальности и насилия. Они исследовали пограничные состояния человеческой психики, поэтому их интерес к наркотикам и алкоголю неслучаен.

Наиболее яркими представителями стали Поль Верлен и Артюр Рембо. Их эпатажные выходки становились постоянным предметом для пересудов. Например, когда Верлен издал свой поэтический сборник «Подруги, сцены сапфической любви», наполненный эротическими стихами, суд вынес решение уничтожить сборник, а автора оштрафовать.

Их поэтические прозрения были напрямую связаны с беспорядочным образом жизни. И здесь «проклятые поэты» явно ориентируются на своего кумира Шарля Бодлера.

Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Влияние Бодлера


Бодлер говорил: «Будь пьян, если не хочешь быть заложником бегущего времени; будь пьян постоянно!». Для него алкоголь был мировоззрением. Речь здесь, конечно, идет и о самом мироощущении: поэт должен быть пьян жизнью во всех ее проявлениях. В этой концепции не существует прекрасного и безобразного. Сборник Бодлера «Цветы зла» яркое тому подтверждение. В нем он изображает разного рода сексуальные и психологические патологии. Даже в трупе лошади поэт готов увидеть нечто прекрасное, посвящая ему целое стихотворение.

Образ жизни Бодлера привел к тому, что к 45 годам его здоровье сильно ухудшилось. К этому привело не только злоупотребление алкоголем: еще в молодости он заразился сифилисом в одном из дешевых публичных домов. И это тоже укладывалось в эстетическое миросозерцание поэта: жизнь должна быть разыграна как произведение искусства, необходимо попробовать все, испытать самый разнообразный чувственный опыт, который переплавится в поэзию. Именно такую жизнь задумают прожить Верлен с Рембо.

Отношения Верлена и Рембо


Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Верлен был старше Рембо на 10 лет. Когда они познакомились, он был уже состоявшимся поэтом, его жена ждала ребенка, и жизнь не предвещала никаких резких перемен. Привычный уклад рушится в 1871 г., когда Верлен получает от Рембо письмо со стихами и просьбой о помощи. Верлен приглашает молодого человека приехать в Париж, вложив в конверт деньги на дорогу, и Рембо принимает приглашение.

В этот период Рембо увлечен поэзией. Он живет в соответствии со своими представлениями о том, кем должен быть настоящий поэт — преступником. Он должен разрушать любые устоявшиеся каноны, проживать жизнь, наполненную яркими впечатлениями. Его раздражают любого рода условности и правила приличия.

В доме своего кумира Верлена Рембо ведет себя вызывающе. За первым же обедом он громко чавкает, а в конце трапезы достает трубку и курит дешевый вонючий табак. Он не стирает одежду и не моется. Свое поведение Рембо объясняет так: «Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом, сером. Что вы от меня хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы». Стремление избавиться от социальных норм приводит к тому, что Рембо выгоняют из дома Верлена. Рембо селится в мастерской у Шарля Кро, друга Верлена, но, вместо того чтобы отнестись к этому с благодарностью, он вырывает листы из дорогого журнала «Артист» и использует их как туалетную бумагу.

Картину довершает алкоголизм. После женитьбы Верлен старался не пить — теперь же он снова уходит в продолжительные абсентные запои, а Рембо составляет неизменную компанию своему покровителю.

Чем все закончилось?

В итоге Верлен уходит из семьи и отправляется в путешествие с Рембо. То и дело приятели ссорятся, расстаются и снова сходятся. Окончательную точку в отношениях поставил выстрел, который в порыве алкогольного бешенства сделал Верлен, попав своему другу в запястье. Его приговорили к двум годам тюрьмы. Но не только за выстрел: во время обыска в гостинице, где жили мужчины, следователь нашел письма и стихи двусмысленного содержания.

Рембо заложил основу таких направлений в поэзии, как символизм, экспрессионизм и имажинизм, но после расставания с Верленом перестал писать: все значимые стихи он создал до 19 лет. Он пытался сделать карьеру торговца, но всегда нуждался в поддержке матери. Спустя 10 лет после разрыва Верлен написал свои статьи о «проклятых поэтах».

Рембо умер в 37 лет от рака кости. Поклонники установили ему памятник в родном городе. Мать Рембо так и не пришла на его открытие. Она пережила сына на 16 лет и до самого конца считала его неудачником.

На примере жизни Верлена и Рембо мы видим, насколько разрушительным может быть влияние литературы на творца. Оба поэта подчинили свои жизни тем тенденциям, которые сложились сначала у романтиков, а в дальнейшем у декадентов, главным из которых стал Бодлер. Поиск свободы и вдохновения привел Верлена к алкогольной зависимости и тюрьме. Рембо же разочаровался в поэзии и всю жизнь странствовал, так и не обретя покоя. Тем не менее творчество обоих стало той составляющей мировой литературы конца XIX — начала XX вв., без которой нельзя представить эпоху.

Если вас притягивают сложные авторы и их произведения, а также вы интересуетесь литературными провокациями - присоединяйтесь к нашим курсам!

Оформляйте свою первую образовательную подписку и разберитесь в искусстве всего за 20 минут в день! Слушайте лекции, пока завтракаете, гуляете с собакой или едете на работу. Наша подписка — это полезная привычка постоянно узнавать новое. 
  • 250+ курсов
  • 30 направлений — от психологии до искусства

Оформите подписку по ссылке