Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Главные фильмы Корейской «новой волны»

В 2019 году фильм южнокорейского режиссёра Пона Чжун-хо «Паразиты» выиграл Каннский фестиваль, а затем стал первым неанглоязычным фильмом, взявшим три главных «Оскара». Для кого-то это было неожиданным. Но не для тех, кто следил за кассовыми и фестивальными успехами корейских режиссёров в последние 20 лет. Ведь из всех «новых волн» XXI века именно Корейская предложила модель нового кинематографа, зрительского и авторского одновременно.

Время чтения: 3 минуты

Предыстория

Корейское кино, конечно, не взялось из ниоткуда. В 60-е годы режиссёры вроде Ким Ки-ёна и Щин Сан-ока уже снимали фильмы, впоследствии признанные классикой. Но с 1972 года и до конца 80-х политика авторитарного правительства ввела киноиндустрию в анабиоз.
Ваш курс, чтобы научиться смотреть кино как профессионал: 
В начале 90-х Корея взяла курс на демократизацию. Цензурные ограничения ушли в прошлое, а государство начало вкладываться в развитие кино. После локальных фестивальных успехов с 1998 по 2000 годы выходит сразу несколько хитов, в том числе динамичный боевик «Шири» и «Объединённая зона безопасности» Пак Чхан-ука. Эти фильмы сначала вернули корейцев в кинотеатры, а потом отправили корейских режиссёров на крупнейшие фестивали мира.
«Шири»

2003 — лучший год в истории кино

Настоящий прорыв случился в 2003 году, когда вышло пять фильмов, прославивших корейский кинематограф.
  • «Олдбой» Пак Чхан-ука — постмодернистский триллер о мести, в котором есть черты японской манги и «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма.
  • «Воспоминание об убийстве» По Джун-хо — эстетская и жестокая драма с вкраплениями чёрного юмора, основанная на реальной истории серийного убийцы из Хвасона.
  • «Тайна двух сестёр» — хоррор Ким Джи-уна с элементами психологический драмы, обыгрывающий сюжеты национального фольклора.
  • «Весна, лето, осень, зима и снова весна» — поэтическая притча о сансаре, главный фильм Ким Ки Дука.
  • «Спасти зелёную планету» — фильм-головоломка о простом парне, похитившем известного бизнесмена и обвинившем его не только в болезни своей матери, но и во вселенском заговоре.
В этих фильмах сформировались главные черты южнокорейского кино. Зачастую кажется, что оно похоже на алхимическую формулу, в которой соединяется несоединимое, а главный компонент остаётся неизвестным. Однако очевидно, что южнокорейские режиссёры — это опытные ремесленники и инженеры, работающие строго по плану. Попробуем понять, как это воплощается в жизнь.

Жанр

Корейские режиссёры — талантливые рассказчики. Даже когда они размышляют о духе времени и человеческих страданиях, они рассказывает увлекательную и гомерически смешную историю, например, как По Джун-хо в «Воспоминаниях об убийстве».
«Воспоминания об убийстве»
Если американское жанровое кино тяготеет к обобщениям, корейское работает на деталях. В «Паразитах» неприятный запах метро — иллюстрация социального барьера, важный элемент лейтмотива.
Пак Чхан-ук и в «Служанке», и в недавнем «Решении уйти» переизобретает способ повествования, начиная фильм заново в тот момент, когда зритель решил, что уже всё понял.
Даже фестивальный тихоня Хон Сан-су в своём импрессионистском «Прямо сейчас, а не после» заигрывает с нелинейным повествованием и интригует лёгкой спекуляцией на теории вероятности.
«Прямо сейчас, а не после»

Чувственность и жестокость

Главной национальной чертой Ким Ки Дук когда-то назвал сентиментальность. Его фильмы, воспевающие поэзию животного насилия, почти всегда доказывают, что красота помучит, а потом все-таки спасёт. Но не от смерти, а от пустоты, как сутенёра из «Плохого парня», сделавшего свою возлюбленную проституткой. Даже в лёгкой мелодраме «Дрянная девчонка» любовь постигается через боль и преодоление.
Но — неожиданно — образ северокорейца в южнокорейком кино всегда положительный, и Ким Ки Дук с его «Сетью» не исключение. С особой симпатией и, конечно мечтой о воссоединении, снята эмоциональная спортивная драма «Корея» о настольном теннисе.
Даже в зомби-хорроре «Поезд в Пусан» важнейшая тема — сочувствие к ближнему.

Шаманизм

Главным мастером шаманских триллеров, обыгрывающих тему табу и тотема, в Корее можно назвать На Хон-джина. Действие его фильмов «Вопль» и «Преследователь», заимствующих приёмы фильмов-эпидемий, детектива и триллеров о маньяках, развивается будто в потустороннем мире.
«Вопль»
При этом фильмы нельзя назвать хоррорами. В них представлены герои, воплощающие неумолимый и разрушительный рок. А тускло освещённые окраины Сеула и деревенские хибары скрывают смутные демонические силы, проявляющие себя под разгоняющую саспенс барабанную синкопу.

Память

Нелинейность сюжета в корейском кино зачастую подчеркивается проблемами героев с памятью. У О-дэ-су из «Олдбоя» они вызваны гипнозом. У маньяка из «Воспоминания убийцы» (не путать с фильмом По Джун-хо!) старческая деменция, и он подозревает, что это он совершает новые преступления, будоражащие город.
В «Поэзии» фестивального классика Ли Чхан-дона пожилая сиделка узнаёт, что её внука подозревают в изнасиловании, а вскоре ей ставят диагноз «Альцгеймер». Но она не отчаивается, а находит свет в наступающей тьме, записываясь в поэтический клуб и ухаживая за одиноким стариком.
Исторические картины, например «Трон» о событиях XVII века или «Таксист» о народных волнениях 80-х, помогают понять, что зачастую мнемоническая запутанность — следствие травмы, нанесённой разделением, с которой пытается разобраться как рядовой кореец, так и страна в целом.

Нравится читать о кинематографе? Ещё больше интересного в нашей статье:
О чём говорит популярность «Игры в кальмара»
Есть фильмы, пересматривать которые хочется снова и снова, они никогда не надоедают. Одним из них является «Гарри Поттер». Почему? Узнайте из подкаста нашего проекта: 

Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ